twitter ВКонтакте facebook

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек»

Цели:

– совершенствовать  навык  осознанного  чтения  и  чтения  целыми словами;

– продолжить формирование умений анализировать произведения;

– развивать речевые умения, творческие способности.

Оборудование: ребусы; таблица со словами для чтения; карточки с играми; изображения народных игрушек (матрешки, свистульки, соломенные куклы).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны».

– Разложите карточки по парам:

                          

                 

III. Постановка цели урока.

– Разгадайте ребус:

Ответ: Барто «Игрушки».

– Сегодня на уроке мы отправимся в магазин игрушек, познакомившись  с  произведениями  В. Берестова  «В  магазине  игрушек»  и Р. Сефа «Совет».

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Чем похожи эти слова? Читайте:

кот юла кукла пес шары часы

машина слон кубики барабан

буратино ведро лейка гусь лопата

посуда зайка петушок пирамида

петрушка велосипед лошадка

провоз пароход скакалка

космонавт мышка ёжик тележка

домик кот

– Читайте:

название игрушек – 1 слог

название игрушек – 2 слога

название игрушек – 3 слога

название игрушек – 4 слога

– Есть ли у вас любимая игрушка? Расскажите о ней.

2. Знакомство с произведением В. Берестова «В магазине игрушек».

– Прочтите название стихотворения.

– Кто его автор?

– Рассмотрите  иллюстрации.  Как  вы  думаете,  куда мы сейчас отправимся?

– Прочтите стихотворение самостоятельно.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

не по-ку-па-ют – не покупают

не про-да-ют – не продают

соз-да-ют – создают

ог-ром-ней-ший – огромнейший

до-ро-жить – дорожить

не вспых-нет – не вспыхнет

– Прочтите стихотворение вслух выразительно, соблюдая знаки препинания.

3. Анализ стихотворения В. Берестова «В магазине игрушек».

– Согласны ли вы с поэтом, что игрушки могут быть друзьями?

– Объясните предложение «Друзей не покупают, друзей не продают».

– Как  вы  понимаете  слова  автора:  «Друзей  находят  люди, а также создают»?

– Как появились игрушки?

– Кто придумал первые игрушки?

– Как выглядели первые игрушки? Из чего их делали?

– Какие народные игрушки популярны и сейчас?

– Отгадайте загадку о такой игрушке:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                              (Матрёшка.)

Справочный материал.

Русская деревянная кукла-матрёшка родилась в конце XIX века в Сергиевом Посаде (ныне г. Загорск). Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрёшка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме.

В чем же секрет такого успеха и долгожития матрёшки? Почему она нравится нам? Почему она стала русским сувениром за рубежом?

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» – эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа.

 Физкультминутка

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали,

Вы резвиться не устали?

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство с произведением Р. Сефа «Совет».

– Прочтите название произведения.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении?

– Прочтите выражение «Разбитая дружба». Как вы понимаете его смысл?

– Из-за чего может прекратиться дружба?

– Как избежать ссоры?

– Как вы считаете, можно ли спорить с другом?

В споре с другом важно определить предмет спора. Если же спорить по пустякам, то лучше прекратить разговор и договориться об одном правиле: не продолжать спор по мелочам, если вы дорожите своей дружбой.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

2. Анализ произведений.

– Почему поэт назвал свое стихотворение «Совет»?

– Принимаете ли вы его совет?

3. Работа в парах.

– Прочтите друг другу выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания.

4. Чтение стихотворения В. Орлова «Если дружбой дорожить».

– Прочтите стихотворение самостоятельно.

– Какой совет дает нам этот поэт?

5. Игры Деда Буквоеда.

– Рассмотрите таблицу. В названии Машиных игрушек столько же слогов, сколько в её имени. И в названии Маришиных игрушек столько же слогов, сколько в её имени.

VI. Итог урока.

– Прочтите пословицы:

џ Новых друзей наживай, а старых не теряй.

џ Согласье крепче каменных стен.

џ Приятелей много, да друзей нет.

џ Нет друга, так ищи, а нашел – береги.

– Какие  пословицы  подходят  к  теме  нашего  урока?  Объясните  их значение.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Какой совет дает Р. Сеф в своем стихотворении?

– Почему игрушки можно назвать нашими друзьями?

– Можно ли свои любимые игрушки давать друзьям? А нужно ли?

Домашнее задание:

1) рисунок на тему «Моя любимая игрушка»;

2) выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).