twitter ВКонтакте facebook

И. ПивоваровА «Вежливый ослик», А. Барто «Вот так защитник!»

Цели:

– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;

– продолжить формирование умения анализировать произведения;

– развивать  речевые  умения,  творческие  способности,  память и внимание;

– воспитывать уважение и доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: стихотворение А. Барто «Любочка»; рисунки учащихся; ребусы; иллюстрации к произведениям А. Барто; запись песни «Улыбка».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка».

– Прочтите ребус:

(Игрушка.)

– Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?

– Можно ли проявлять упрямство в игре?

III. Постановка цели урока.

– Какого человека можно назвать вежливым?

– Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости И. Пивоваровой и А. Барто.

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Припев: И тогда наверняка

                   Вдруг запляшут облака,

                   И кузнечик запиликает на скрипке…

                   С голубого ручейка

                   Начинается река,

                   Ну а дружба начинается с улыбки!

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик,

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зелёные ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей –

И слону, и даже маленькой улитке…

Так пускай повсюду на Земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!

Припев.

– Какой же силой обладает улыбка?

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа о вежливых словах и поступках.

– Что значит быть вежливым?

– Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.

– Какие «вежливые» слова вы знаете?

«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.

Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.

Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.

– Послушайте стихотворение А. Барто «Любочка»:

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе,

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

– У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

– Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке:

– Это детские места.

– Ну садись! – вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей ее красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

– Можно ли Любочку назвать вежливой? Почему?

– О  каких  правилах  вежливого  отношения  к  окружающим  говорит А. Барто?

– Какие еще правила вежливости вы знаете?

2. Речевая минутка.

– Прочтите скороговорку:

Дружно в оркестре

Играли дети:

Карл играл

На черном кларнете,

Кирилл – на валторне,

На арфе – Алла,

А на рояле Лара играла.

3. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».

– Как называется стихотворение?

– Кто его автор?

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

веж-ли-вый – вежливый

вос-пи-тан-ный – воспитанный

кла-нял-ся – кланялся

от-хо-дил – отходил

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение вслух.

4. Анализ стихотворения.

– Объясните название произведения.

– Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?

– Какой совет дает автор?

– Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?

– Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.

– Прочтите строки, где ослик изображен злым, невежливым.

– С какой интонацией надо прочесть эти строки?

– Как можно назвать поведение ослика?

– Что такое лицемерие?

Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.

– Прочтите слова: добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.

Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?

– Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?

– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.

 Физкультминутка

Эй, ребята, что вы спите?

На зарядку становитесь!

Справа – друг и слева – друг!

Вместе все – весёлый круг!

Под весёлые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу

Правую дай другу руку,

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку,

Шаг – назад и два – вперед!

Вправо, влево поворот!

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением А. Барто «Вот так защитник!».

На доске – иллюстрации к стихотворениям А. Барто.

– Рассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.

– Кто автор этих произведений? (А. Барто.)

– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А. Барто. Прочтите название произведения.

– Объясните значение слова «защитник». (Это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь.)

– Прочтите название стихотворения с восторгом, с удивлением, с гордостью.

– А с какой интонацией надо читать название этого стихотворения? Прочтите самостоятельно стихотворение А. Барто – и вы сможете ответить на этот вопрос.

2. Анализ произведения.

– От чьего имени написано стихотворение?

– Любит ли брат сестренку Лиду?

– Из каких строк это видно? Прочтите.

– Можно ли мальчика назвать «защитником»?

– Объясните, почему автор так назвал стихотворение. Одобряет ли он действия мальчика?

– Сравните поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!».

– Чем они похожи?

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Плетёнка».

– В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетёнками.

В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.

– Сколько слов вы прочитали?

VI. Итог урока.

– С какими произведениями мы сегодня познакомились?

– Какие правила вежливости мы повторили?

– Одобряют ли авторы поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!».

– Чему учат нас эти произведения?

Домашнее задание: выразительное чтение произведений.

Дополнительный материал к уроку 24

Агния Львовна Барто (1906–1981) жила в то же время, что и К. И. Чуковский, написавший стихи про Бармалея, Крокодила, Тараканище.

Вообще-то А. Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 году; тогда ей было 19 лет. Пожалуй, не было еще на свете бабушек и дедушек нынешних читателей этой книги, а стихи о том, как «уронили мишку на пол», «идёт бычок, качается» уже были …

Однажды какой-то мальчик, позвонив Агнии Львовне по телефону, сказал с обидой:

– Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

– Почему ты решил, что это про тебя?

– Так в классе все говорят.

– А сколько тебе лет?

– Десять.

– А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было …