Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
совершенствовать навык чтения целыми
словами, умение пересказывать по плану;
–
развивать речевые
умения, творческие способности,
внимание, память;
–
воспитывать внимательное отношение к
окружающим людям.
Оборудование:
слоговая таблица;
карточки с играми; карточки с фамилиями авторов и с названиями
произведений;
аудиозапись песни «Если добрый ты».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
–
Разложите карточки
парами:
Выразительное
чтение стихотворений.
III.
Постановка цели урока.
–
Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «Я и мои
друзья».
Послушайте
песню «Если добрый ты» (сл. М.
Пляцковского, муз. Б. Савельева):
Дождик
босиком по земле прошел, Клёны
по плечам хлопал… Если
ясный день, это хорошо, А
когда наоборот – плохо. |
Слышишь,
как звенят в небе высоко Солнечных
лучей струны. Если
добрый ты, то всегда легко, А
когда наоборот – трудно. |
С
каждым поделись радостью своей,
Рассыпая
смех звучно…
Если
песни петь, с ними – веселей,
А
когда наоборот – скучно!
–
Какие отношения можно назвать дружбой?
–
Кого называем лучшим другом?
–
Может ли жадный и злой человек быть
настоящим другом?
–
Сегодня мы прочитаем новые
произведения о дружбе и бережном отношении к близким людям.
IV.
Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
–
Прочтите
чистоговорку:
Ша-ша-ша
– мама моет малыша,
Шу-шу-шу
– я письмо пишу,
Аш-аш-аш
– у Марины карандаш,
Ща-ща-ща
– мы несём домой леща,
Ащ-ащ-ащ
– мы наденем плащ.
2. Отработка навыка чтения.
–
Прочтите слоги по
таблице и составьте слова:
3. Чтение
рассказа М.
Пляцковского «Сердитый
дог Буль».
–
Прочтите название рассказа.
–
Кто автор этого произведения?
–
Какие породы собак вы знаете?
–
Что вы знаете о доге?
–
Рассмотрите иллюстрации.
–
Как вы думаете, о ком это
произведение?
–
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми
словами:
под-зы-ва-ет
– подзывает
не
у-ку-сишь
– не укусишь
ос-та-но-вил-ся
– остановился
Мар-ме-ла-дик
– Мармеладик
по-лу-ча-ет-ся
– получается
кро-шеч-но-го
– крошечного
сла-бень-ко-го
– слабенького
кры-лыш-ка-ми
– крылышками
Далее
учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.
4. Анализ произведения.
–
Назовите героев рассказа.
–
Как звали утёнка?
–
Как звали дога?
–
Как дог Буль показывал свою силу?
–
О чем спросил дог утёнка?
–
Назовите друзей утёнка.
–
Прочтите, над чем задумался дог Буль.
–
Какой совет догу дал утёнок? Прочтите.
5. Работа в парах.
–
Подготовьте выразительное чтение рассказа по ролям.
–
Как
с помощью голоса
можно показать размер
и силу героев рассказа?
Физкультминутка
Спал
цветок и вдруг проснулся
(Туловище
влево, вправо),
Больше
спать не захотел
(Туловище
вперед, назад),
Шевельнулся,
потянулся
(Руки
вверх, потянуться),
Взвился
вверх и полетел
(Руки
вверх, влево, вправо).
Солнце
утром лишь проснется –
Бабочка
кружит и вьется
(Покружиться).
V.
Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение рассказа Д.
Тихомирова «Мальчики и
лягушки».
–
Прочтите название рассказа.
–
Кто автор этого произведения?
–
Как вы думаете, о ком оно?
–
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми
словами:
у-ви-да-ли
– увидали
на-бра-ли
– набрали
при-ня-лись
– принялись
вы-су-ну-лась
– высунулась
пе-ре-стань-те
– перестаньте
ра-зум-на-я
– разумная
–
Объясните значение этих слов:
шалун
– проказник;
забава
– развлечение;
разумная
– обладающая разумом.
–
Прочтите самостоятельно рассказ.
–
Где играли мальчики?
–
Кого они увидели в пруду?
–
Для чего мальчики набрали камней?
–
Прочтите, с какой просьбой обратилась
к мальчикам лягушка.
–
Чему учит этот рассказ?
–
Почему автор использует выражение
«злая забава»? Что обозначает это выражение?
2. Чтение рассказа Д.
Тихомирова «Находка».
–
Прочтите название рассказа.
–
Кто автор этого произведения?
–
Объясните значение слова «находка».
Находка
– найденная вещь.
–
Как вы думаете, о чем это произведение?
–
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми
словами:
спу-сти-лся
– спустился
кро-шеч-но-го
– крошечного
жа-лоб-не-е
– жалобнее
сле-пень-кий
– слепенький
смор-щи-лась
– сморщилась
вы-про-сил
– выпросил
ты-чет-ся
– тычется
мор-доч-кой
– мордочкой
под-ру-жил-ся
– подружился
–
Объясните значение этих слов:
овраг
– глубокая длинная впадина на поверхности земли;
черепок
– маленькое блюдце из глины.
Заранее
подготовленные учащиеся читают произведения.
–
От чьего имени написано произведение?
–
Где мальчик нашел щенка?
–
Прочтите, как выглядел щенок.
–
Почему щенок перестал плакать?
–
Куда мальчик принес щенка?
–
Прочтите строки, в которых
описывается, как кормили щенка.
–
Какую кличку дали щенку? Объясните,
почему.
–
Как вы думаете, почему щенок полюбил
своего хозяина?
3. Пересказ рассказа Д.
Тихомирова «Находка».
–
Сколько частей в тексте?
–
С чего начинается рассказ?
–
Прочтите его первую часть.
–
Как ее можно озаглавить?
–
Прочтите вторую часть.
–
Как ее можно озаглавить?
–
Прочтите третью часть. Озаглавьте ее.
Запись
плана на доске:
1.
Находка.
2.
Забота.
3.
Благодарность.
–
Подготовьте пересказ по плану.
4. Игры Деда Буквоеда.
Игра
«Звездочёт».
–
За
какой планетой наблюдает
звездочёт? Подскажет звезда.
Ее пять лучей соединят нужные буквы. Самое трудное
– угадать, с какой
буквы начать.
VI.
Итог урока.
–
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
–
Чему учат эти рассказы?
Домашнее
задание: пересказать
понравившееся произведение.