Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
обобщить знания по теме «Я и мои друзья»;
–
совершенствовать навык выразительного
чтения и навык чтения целыми словами;
–
продолжить формирование умений
анализировать и сравнивать произведения;
–
развивать речевые умения, творческие
способности, наблюдательность, внимание, память;
–
воспитывать бережное
и внимательное отношение
к окружающим
людям.
Оборудование:
запись песни «Когда
мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд;
карточки с отрывками
произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои
друзья»; пословицы о
дружбе.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Звучит
запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В
Шаинского, сл. М. Танича).
II.
Проверка домашнего задания.
Пересказ
произведения Д. Тихомирова
«Находка».
Выставка
рисунков по теме
«Я и мои
друзья».
III.
Постановка цели урока.
–
Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе
«Я и мои
друзья».
–
Прочтите ребусы:
(Драка.)
(Улыбка.)
(Доброта.)
–
Какие слова относятся к дружбе?
IV.
Закрепление знаний учащихся.
1. Речевая минутка.
–
Прочтите
чистоговорку:
Тра-тра-тра
–
Веселится
и играет детвора.
Ать-ать-ать
–
В
играх надо уступать.
Ись-ись-ись
–
С
другом не дерись.
Бро-бро-бро
–
Делай
людям лишь добро.
Кно-кно-кно
–
Я
с семьей иду в кино.
Гру-гру-гру
–
Мы
закончили игру.
–
Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные
страницы» (с. 131 учебника)
сначала медленно, затем быстро и четко.
–
О ком эта скороговорка?
–
Как звали гусей?
–
Почему они всегда вместе?
–
Как об этом говорится в скороговорке?
Прочтите.
2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про
дружбу».
–
Как называется стихотворение?
–
Прочтите фамилию автора.
–
Как вы думаете, о чем это
стихотворение?
–
Кого можно назвать настоящим другом?
–
Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про
дружбу».
–
Объясните, что означает выражение
«дружбой надо дорожить».
–
Прочтите, какое пожелание высказывает
автор.
–
Согласны ли вы с поэтом, что
«ссориться с друзьями не надо»?
–
О чем говорится в первом
четверостишии?
–
О
дружбе каких явлений,
предметов, живых существ
говорит поэт Ю. Энтин?
–
Нарисуйте схематично это четверостишие.
–
Прочтите второе четверостишие.
–
Какой совет дает автор?
–
Как вы должны делиться с друзьями?
–
Объясните слова и выражения: «пополам
поделить», «ссориться не надо никогда».
–
Послушайте стихотворение А. Барто «Я
выросла».
Заранее
подготовленные
учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я
выросла».
Мне
теперь не до игрушек –
Я
учусь по букварю,
Соберу
свои игрушки
И
Серёже подарю.
Деревянную
посуду
Я
пока дарить не буду.
Заяц
нужен мне самой –
Ничего,
что он хромой.
И
медведь измазан слишком…
Куклу
жалко отдавать:
Он
отдаст ее мальчишкам
Или
бросит под кровать.
Паровоз
отдать Серёже?
Он
плохой, без колеса…
И
потом мне нужно тоже
Поиграть
хоть полчаса.
Мне
теперь не до игрушек –
Я
учусь по букварю,
Но
я, кажется, Серёже
Ничего
не подарю!
–
Какие правила дружбы описаны в этом
стихотворении?
–
Как надо относиться к близким и
дорогим вам людям?
–
Расскажите о своих настоящих друзьях.
–
Могут ли родители быть вашими
друзьями?
3. Чтение произведений из
рубрики «Разноцветные
страницы» на с. 52–53 учебника.
–
Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина
«Волк».
–
Объясните, что обозначают эти слова.
–
Прочтите весь текст, соблюдая знаки
препинания.
–
Почему волку невыгодно дружить с
бараном?
–
Какое
правило дружбы описал
в этом шуточном
стихотворении поэт?
–
Прочтите четко и быстро «Рассказ
мудрой вороны» Т. Павловой.
–
Какие звуки помогли передать разговор
вороны?
–
Какой совет дает автор друзьям от лица
вороны?
–
Объясните название произведения.
–
Что произошло с ребятами?
–
Как зовут детей?
–
Прочтите строки, в которых ворона дает
совет всем друзьям.
–
Продолжите словосочетания, ответив
на вопрос Т. Павловой
«Кто?».
Физкультминутка
Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит
по двору петух
Сам
со шпорами,
Хвост
с узорами.
Под
окном стоит,
На
весь двор кричит,
Кто
услышит, тот бежит.
V.
Обобщение знаний учащихся.
1. Викторина «Узнай
произведение и назови
автора».
Учащиеся
выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела
«Я и мои друзья»
и отвечают на вопросы:
–
Как называется это произведение?
–
Кто его автор?
–
Чему учит нас это произведение?
…Потом
Он
отходил на шаг
И
говорил:
–
Тюлень – тюфяк…
И. Пивоварова. «Вежливый
ослик»
…Друзей
не покупают,
Друзей
не продают…
В. Берестов. «В магазине
игрушек»
…А
когда мне будет нужно,
Я
и сам ее побью!
А. Барто. «Вот так
защитник!»
Вот
портфель,
Пальто
и шляпа.
День
у папы
Выходной…
С. Маршак. «Хороший день»
…Поссорились
Чашка
и блюдце.
Сейчас
они разобьются…
Р. Сеф. «Совет»
–
Кто кого обидел первый?
–
Он меня!
–
Нет, он меня!..
В. Орлов. «Кто первый?»
Пришла
ко мне подружка,
И
мы играли с ней.
И
вот одна игрушка
Вдруг
приглянулась ей…
Е. Благинина. «Подарок»
Сверху
солнышко печет,
А
внизу река течет.
В
этой речке утром рано
Утонули
два барана…
С. Михалков. «Бараны»
2. Игра
«Пословицы и поговорки о дружбе и семье».
–
Восстановите
пословицы и поговорки:
џ С
людьми браниться –
а
товарища не забывай.
џ Настоящему
другу
а
старых не теряй.
џ Новых
друзей наживай,
да друзей нет.
џ Согласье
крепче
до
добра не доведут.
џ Приятелей
много,
никуда не годится.
џ О
себе заботься,
так и душа на
месте.
џ Ссора
да упрямство
нет цены.
џ Вся
семья вместе,
каменных стен.
–
Объясните эти пословицы.
–
Прочтите слова, записанные на доске:
џ
помогают
друг другу
џ жадничают
џ дерутся
џ имеют
общие интересы,
игры, дела
џ обижают
друг друга
џ спорят
и ссорятся
џ думают
только о себе
џ внимательны
и заботливы
–
Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим
представлениям о дружбе.
–
Какие из этих качеств есть у вас?
3. Кроссворд
«Дружба».
–
Во что вы играете с друзьями?
–
Можете ли вы дать свою игрушку другу?
–
Отгадайте кроссворд и прочтите
ключевое слово.
Вопросы:
1.
Палочка тонкая, А в
ней песня звонкая.
(Дудочка.) 2.
По синей скатерке Плывет
Егорка – Рубашка
полотняная, Обувка
деревянная. &n |