twitter ВКонтакте facebook

Обобщение по теме «Я и мои друзья»

Цели:

– обобщить знания по теме «Я и мои друзья»;

– совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами;

– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;

– развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, внимание, память;

– воспитывать  бережное  и  внимательное  отношение  к  окружающим людям.

Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд; карточки с отрывками произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои друзья»; пословицы о дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».

Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».

– Прочтите ребусы:

            

(Драка.)                    (Улыбка.)                         (Доброта.)       

– Какие слова относятся к дружбе?

IV. Закрепление знаний учащихся.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Тра-тра-тра –

Веселится и играет детвора.

Ать-ать-ать –

В играх надо уступать.

Ись-ись-ись –

С другом не дерись.

Бро-бро-бро –

Делай людям лишь добро.

Кно-кно-кно –

Я с семьей иду в кино.

Гру-гру-гру –

Мы закончили игру.

– Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные страницы» (с. 131 учебника) сначала медленно, затем быстро и четко.

– О ком эта скороговорка?

– Как звали гусей?

– Почему они всегда вместе?

– Как об этом говорится в скороговорке? Прочтите.

2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».

– Как называется стихотворение?

– Прочтите фамилию автора.

– Как вы думаете, о чем это стихотворение?

– Кого можно назвать настоящим другом?

– Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».

– Объясните, что означает выражение «дружбой надо дорожить».

– Прочтите, какое пожелание высказывает автор.

– Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?

– О чем говорится в первом четверостишии?

– О  дружбе  каких  явлений,  предметов,  живых  существ  говорит поэт Ю. Энтин?

– Нарисуйте схематично это четверостишие.

– Прочтите второе четверостишие.

– Какой совет дает автор?

– Как вы должны делиться с друзьями?

– Объясните слова и выражения: «пополам поделить», «ссориться не надо никогда».

– Послушайте стихотворение А. Барто «Я выросла».

Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я выросла».

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Серёже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой.

И медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса…

И потом мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса.

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю!

– Какие правила дружбы описаны в этом стихотворении?

– Как надо относиться к близким и дорогим вам людям?

– Расскажите о своих настоящих друзьях.

– Могут ли родители быть вашими друзьями?

3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 52–53 учебника.

– Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина «Волк».

– Объясните, что обозначают эти слова.

– Прочтите весь текст, соблюдая знаки препинания.

– Почему волку невыгодно дружить с бараном?

– Какое  правило  дружбы  описал  в  этом  шуточном  стихотворении поэт?

– Прочтите четко и быстро «Рассказ мудрой вороны» Т. Павловой.

– Какие звуки помогли передать разговор вороны?

– Какой совет дает автор друзьям от лица вороны?

– Объясните название произведения.

– Что произошло с ребятами?

– Как зовут детей?

– Прочтите строки, в которых ворона дает совет всем друзьям.

– Продолжите  словосочетания,  ответив  на  вопрос  Т. Павловой «Кто?».

 Физкультминутка

Трух-тух,

Трух-тух-тух,

Ходит по двору петух

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит, тот бежит.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».

Учащиеся выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела «Я и мои друзья» и отвечают на вопросы:

– Как называется это произведение?

– Кто его автор?

– Чему учит нас это произведение?

…Потом

Он отходил на шаг

И говорил:

– Тюлень – тюфяк…

                     И. Пивоварова. «Вежливый ослик»

…Друзей не покупают,

Друзей не продают…

                     В. Берестов. «В магазине игрушек»

…А когда мне будет нужно,

Я и сам ее  побью!

                     А. Барто. «Вот так защитник!»

Вот портфель,

Пальто и шляпа.

День у папы

Выходной…

                     С. Маршак. «Хороший день»

…Поссорились

Чашка и блюдце.

Сейчас они разобьются…

                     Р. Сеф. «Совет»

– Кто кого обидел первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!..

                     В. Орлов. «Кто первый?»

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей…

                     Е. Благинина. «Подарок»

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана…

                     С. Михалков. «Бараны»

2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье».

– Восстановите пословицы и поговорки:

џ С людьми браниться –                   а товарища не забывай.

џ Настоящему другу                           а старых не теряй.

џ Новых друзей наживай,                            да друзей нет.

џ Согласье крепче                              до добра не доведут.

џ Приятелей много,                                    никуда не годится.

џ О себе заботься,                              так и душа на месте.

џ Ссора да упрямство                        нет цены.

џ Вся семья вместе,                                    каменных стен.

– Объясните эти пословицы.

– Прочтите слова, записанные на доске:

џ помогают друг другу

џ жадничают

џ дерутся

џ имеют общие интересы, игры, дела

џ обижают друг друга

џ спорят и ссорятся

џ думают только о себе

џ внимательны и заботливы

– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.

– Какие из этих качеств есть у вас?

3. Кроссворд «Дружба».

– Во что вы играете с друзьями?

– Можете ли вы дать свою игрушку другу?

– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.

Вопросы:

1. Палочка тонкая,

    А в ней песня звонкая.

                             (Дудочка.)

2. По синей скатерке

    Плывет Егорка –

    Рубашка полотняная,

    Обувка деревянная.

                           &n