Follow @Pyccstudy |
Цели:
расширить
представление учащихся о творчестве В. А. Жуковского
путем знакомства
с лучшими произведениями поэта: «Певец во стане русских
воинов» и «Эолова
арфа»; помочь выделить ведущие идеи произведений, поэтическое
обаяние и
оригинальность языка стихотворений.
I.
Вступительное слово учителя.
Большую
известность
Жуковскому принесли патриотические стихи, те, в которых прославляются
герои
Отечественной войны 1812 года и любимая отчизна («Бородинская
годовщина»,
«Вождю победителей», послание «Императору
Александру» и др.).
Чувство
горячей любви к родине
позвало Жуковского в Московское народное ополчение. 26 августа 1812
года он
присутствовал на Бородинском поле и был свидетелем грандиозного
сражения.
Позже, в октябре 1812 г., «после отдачи Москвы перед
сражением при Тарутине»* поэт написал
патриотическую оду-элегию «Певец во стане русских
воинов». Это произведение,
переписанное в тысячах экземплярах, получило широкое распространение и
признание в русской армии.
II.
Выразительное
чтение стихотворения «Певец во стане русских
воинов» (1812).
III.
Беседа по вопросам:
1.
Певец запевает
свою песню в ночной тишине… За что он поднимает кубки?
2.
О каких героях прошлого и
настоящего говорит поэт?
3.
К чему он призывает всех
оставшихся в живых?
4.
Расскажите о жанровом
своеобразии (романтическая ода-элегия), общей
тональности и речевых
особенностях «Певца во
стане русских
воинов».
5.
Это произведение Жуковского
– торжественный гимн, отражающий могучий взлет
общенациональных чувств.
Назовите ведущие идеи гимна.
Ведущие
идеи гимна: безмерная
любовь к отчизне, «хвала доблести и мужеству русского
народа-богатыря, его
массовому героизму, возбуждение его воинского духа и непреоборимая
уверенность
в близкой победе над иноземным захватчиком – врагом
– отражают могучий взлет
общенациональных чувств, осознание патриотической мощи в тот
драматический
момент русской истории» [12, с. 58].
Поэт
вспоминает великих
исторических деятелей прошлого, находит задушевные
слова,
с помощью которых
выражает пламенную любовь к родине. Как живые,
встают перед потомками
русские герои-полководцы: М. И. Кутузов, Н. Н. Раевский, А. П. Ермолов, П. П. Коновницын,
М. И. Платов, М. А. Милорадович и
др.
В.
Г. Белинский
о стихотворении Жуковского «Певец во стане русских
воинов»: «Только через эту пьесу узнала вся Россия
своего великого поэта».
IV.
Выразительное
чтение баллады «Эолова арфа» (1814).
Вопросы:
1.
О чем эта
баллада?
2.
Чем закончилась возвышенная
любовь бедного певца Арминия и царской дочери Минваны?
3.
Может ли быть духовная
близость людей при их социальном неравенстве?
4.
Какие интересные мысли
высказывает Жуковский? Что он отвергает? Что утверждает?
«Эолова
арфа» – это песнь
Жуковского о торжестве идеально чистой и преданной любви над сословной
разобщенностью, «превосходстве морального равенства над
социальным
неравенством». Влюбленные не смогли найти счастье на земле:
социальное
неравенство и предрассудки тому причина. Но любящие соединились в мире,
недоступном ни предрассудкам, ни человеческой зависти и злобе. Они
нашли
успокоение не на земле, «а там, в посмертной жизни»
[15, с. 132].
По
мнению Белинского, «Эолова
арфа» – прекрасное «поэтическое
произведение, где сосредоточен весь смысл, вся
благоухающая прелесть романтики Жуковского».
Домашнее
задание.
Прочитать
стихотворения Жуковского «Море»,
«Вечер», «Путешественник»,
«Цвет завета», «Я
музу юную бывало…» и др.