Follow @Pyccstudy |
Цели:
пробудить
желание учащихся глубже познакомиться с личностью А. С. Пушкина; в
сжатой форме
рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути; обратить
внимание
на важнейшие исторические события, которые повлияли на формирование
мировоззрения поэта; показать гениальную одаренность, внутреннюю силу и
стремительность творческого развития Пушкина; выяснить отношение к
поэту
правящих кругов и причину его трагической гибели.
Наглядные
пособия: портреты
А. С. Пушкина работы В. Тропинина,
О. Кипренского, А. Линева;
рисунки Ф. Бруни, А. Мокрицкого; иллюстрации
к произведениям А. С. Пушкина, репродукции
картин
Н. Ге («Пушкин и Пущин в селе Михайловском»), А.
Наумова («Дуэль Пушкина с
Дантесом») и др.
Эпиграф
к
уроку:
Следы
исчезнут поколений,
Но жив поэт,
бессмертен гений.
Ф. Глинка
I.
Вступительное слово учителя.
«Писать
о Пушкине – значит
писать о целой русской литературе…» –
сказал В. Г. Белинский. Действительно,
Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по
словам А. М.
Горького, «начало всех начал» новой русской
литературы. Он имел на литературу
многостороннее и плодотворное
влияние. В его
личности, в самой
его жизни,
в небывалой
стремительности творческого развития выразилась замечательная
одаренность и
могучая творческая сила породившего его великого народа»*.
Еще
при жизни А. С. Пушкина
Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и,
может быть,
единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его
развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем
русская
природа, русская душа, русский дух, русский
характер…»
Родословная
поэта. В ней
несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных
замечательными именами участников важнейших исторических событий в
России.
В
романе «Арап Петра Великого», в стихотворении
«Моя
родословная», в набросках своей автобиографии и других
произведениях поэт часто
будет вспоминать о своих предках.
II.
Основные этапы жизненного и творческого пути.
Александр
Сергеевич Пушкин
(1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в
городе Москве в
старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Мать Надежда
Осиповна –
урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор, принадлежавший к
обедневшему дворянскому
роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры.
1.
Учеба А. С. Пушкина в
привилегированном
учебном заведении – Царскосельском лицее (1811–1817)
Творческие
силы Пушкина
проявились с кипучей энергией.
И.
И. Пущин: «Жизнь
наша лицейская сливается с политической эпохой
народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события
сильно
отразились на нашем детстве».
К.
Н. Батюшков:
«О, как стал писать этот злодей!»
В.
А. Жуковский:
«Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно
соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех
нас
перерастет».
Лучшие
стихи, написанные
Пушкиным в лицее: «Воспоминания в Царском Селе»,
«Моему Аристарху», «К другу
стихотворцу», «Лицинию»,
«Кюхельбекеру» и др.
2.
А. С. Пушкин в Петербурге
(1817–1820)
Служба
в Коллегии иностранных
дел. Нарастало движение декабристов. Произведения Пушкина
петербургского
периода: ода «Вольность», стихи
«Деревня», «К Чаадаеву»,
«Сказки», эпиграммы на
Александра I, Голицына, Аракчеева и др.
Александр
I:
«Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами:
вся
молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в
Сибирь».
Н.
П. Огарев:
«Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой
юноша, какой отрок их не переписывал?»
3.
Южная ссылка (1820–1824)
Путешествие
Пушкина по Кавказу
и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной
войны
1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский
пленник»,
«Братья-разбойники», «Бахчисарайский
фонтан», «Цыганы». Оскорбительное
отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на
графа.
4.
В селе Михайловском
(1824–1826)
Горестная
жизнь поэта под
надзором отца.
Пушкин
– Жуковскому:
«Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким
монастырем».
Пушкин
– брату:
«Книг, ради бога, книг».
Пушкин
– своим друзьям:
«Чувствую, что… могу творить».
В
Михайловском поэт написал «К
морю», «К ***» («Я помню чудное
мгновенье»), «Пророк», «Борис
Годунов»,
«Разговор книгопродавца с поэтом»,
«Жених», «Зимний вечер».
Главный
итог творческих поисков
– начало работы над романом «Евгений
Онегин».
5.
А. С. Пушкин в Москве
Попытки
Николая I использовать
поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным.
Николай
I: «Что сделал
бы ты, если
бы 14 декабря
был в Петербурге?»
Ответ
поэта: «Стал
бы в ряды мятежников».
6.
Годы скитаний (1827–1830)
Пушкин
в письме А. Х.
Бенкендорфу:
«Ни один из
русских писателей не притеснен более моего».
Доносы
на Пушкина и его
ближайших друзей. Тревожное состояние поэта… Но плодотворная
работа
продолжается: Пушкин пишет «Чернь»,
«Поэту», «Поэт», «В
Сибирь», «Арион»,
«Анчар», «Кавказ», создает
блестящие образцы интимной лирики: «Не пой,
красавица, при мне», «Я вас
любил…», «Что в имени тебе
моем?», «В последний раз
твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман
«Евгений Онегин».
7.
Болдинская осень (1830)
Осень
– любимое время года и
самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что
я в Болдине
писал, как давно уже не писал…»
Сказки,
стихи, «Повести
Белкина», «Маленькие трагедии», роман
«Евгений Онегин» – итог болдинской осени.
8.
В Петербурге
18
февраля 1831 г. Пушкин
обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург.
Пушкин:
«Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои
вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».
Время
жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни
поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами,
сплетнями,
становилась невыносимой.
Пушкин
продолжал писать
(стихотворения «Осень», «Клеветникам
России», повесть «Пиковая дама», романы
«Дубровский», «Капитанская
дочка», сказки и др.).
9.
Дуэль и смерть Пушкина
27
января 1837 г. на берегу
Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом.
Из
воспоминаний Л. Озерова:
«…А я, сбиваясь с ног, все бегу, как ошалелый, по
зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы
догнать,
настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей, волей всех,
всех вас,
дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из
рук
секундантов Данзаса и д’Аршиака пистолеты: «Не
сметь, не позволю, не будет!».
Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу,
бегу…»
Из
воспоминаний И. Пущина:
«В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не
умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и
для всех
умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его
творениях...»**
В
одной из своих статей
Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то глубоко
значительное в том,
что он погиб, защищая честь женщины и свое достоинство человека и
поэта, а не в
каземате или в политических баталиях. Ни та, ни другая гибель не
«лучше» и не
«хуже», но «та» была его
гибелью, а «другая» не его. Ее смысл в том, что он,
будучи блестящим стрелком, не поменялся со своим противником местами и
не стал
его убийцей, – пусть убийцей человека ничтожного. Защищая
свою честь, он не
убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца – это еще
больший парадокс,
чем скупой рыцарь».
Тело
Пушкина перевезено в
Святые Горы, под Михайловское. Похоронен поэт у Святогорского монастыря.
Прощаясь
с великим русским
поэтом, П. А. Вяземский и В. А. Жуковский бросили в гроб Пушкина по
перчатке.
Это был знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов.
Домашнее
задание.
Подготовить
сообщения:
1.
А. С. Пушкин в
Царскосельском лицее.
2.
Южная ссылка. Пушкин в
Михайловском.
3.
Дуэль и смерть Пушкина.
4.
Выучить (наизусть) стихи –
отклики на смерть Пушкина.