Follow @Pyccstudy |
Цели:
показать
идейную близость Пушкина к декабристам; познакомить старшеклассников с
произведениями «К Чаадаеву»,
«Волность», «Деревня»,
«Арион», «Анчар», «Во
глубине сибирских руд…»; донести до сознания
учащихся идейное и эмоциональное
содержание стихотворений; выяснить, в чем притягательная сила
произведений
Пушкина для современников; развивать представление о гражданской
лирике, умение
анализировать поэтическое произведение.
Эпиграф
к
уроку:
…в
мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к
падшим призывал.
А. С.
Пушкин. Памятник
I.
Беседа по вопросам
домашнего задания:
1.
Когда сложились
свободолюбивые взгляды Пушкина?
2.
Какое воздействие на поэта
оказала Отечественная война 1812 года?
3.
Прочитайте стихотворение
«Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт?
Патриотические
и вольнолюбивые
взгляды Пушкина сложились еще в Царскосельском лицее. Лицеисты с
восторгом
слушали лекции любимых
преподавателей: А.
П. Куницына,
И. К. Кайданова, Д. И.
Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и
крепостного
права.
Начавшаяся
Отечественная война
1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и
многих
других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое
воодушевление.
Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для
Пушкина.
II.
Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).
Беседа
по
вопросам:
1.
Против кого направлено
негодование поэта?
2.
Какие, на ваш взгляд, самые
сильные строки оды?
3.
К чему призывает поэт?
4.
Чем ода Пушкина отличается
от оды Радищева?
5.
Каково влияние оды
«Вольность» на современников Пушкина?
Поэт
обличает «тиранов мира». Он призывает соблюдать
закон, которому «одинаково подвластны» и цари, и
простые люди. Передовая
молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции.
III.
Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.
С
Петром Яковлевичем Чаадаевым,
блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения,
Пушкин
подружился еще в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно.
Он заставлял его
мыслить», – написал о Чаадаеве в своих
воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые
люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от
самодержавия. Но…
неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не
принял.
Беседа
по вопросам:
1.
Почему это стихотворение
написано в жанре послания?
2.
Как обращается Пушкин к
Чаадаеву?
3.
В чем разница между
обращениями – «мой друг» и
«товарищ»?
4.
Почему любовь,
надежду, тихую славу
поэт называет «юными
забавами»?
5.
Объясните значение слова
«роковой».
6.
Какие сравнения, метафоры,
слова-символы выражают гражданские чувства поэта? Его душевное
состояние?
7.
Почему в стихотворении
повторяется слово «пока»?
8.
Какие мысли и чувства,
характерные для декабристов, выражены в послании? Почему оно было
дорого
декабристам?
Стихотворение
отражает те общественно-политические взгляды и настроения, которые
объединяли
Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает
своего
друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души
прекрасные порывы».
IV.
Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное
чтение.
Беседа
по
вопросам:
1.
Какие мысли и чувства
вызывает это стихотворение Пушкина?
2.
В построении стихотворения
автор прибегает к приему противопоставления. Для чего?
3.
Что думает о русской деревне
поэт-мечтатель?
4.
Проследите по
тексту, как меняется
описание деревни во
второй части?
5.
На чем основывается
благополучие крепостнического государства?
6.
Что возмущает поэта до
глубины души? Каким явлениям действительности произносится приговор в
этом
стихотворении?
Цензура
впервые
разрешила напечатать «Деревню» (полностью) в 1870
году, спустя девять лет после
отмены крепостного права (1861).
Пушкин
обличает крепостничество
и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей
его
эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?»
Произведение Пушкина покоряет
беспощадной правдой фактов
и чувств, поднятых
на высоту огромных
обобщений.
V.
Стихотворение «Во глубине сибирских
руд…» («В Сибирь»,
1827). Чтение стихотворения.
Беседа
по
вопросам:
1.
Расскажите об
истории послания. (Через
жену декабриста
Н. М. Муравьева – Александру Григорьевну Муравьеву,
отправлявшуюся к мужу в
сибирскую ссылку, А. С. Пушкин передал стихотворение ссыльным
декабристам.)
2.
Каковы условия жизни
декабристов в сибирской ссылке?
3.
Как вы понимаете слова: «во
глубине сибирских руд», «оковы тяжкие»,
«каторжные норы», «мрачные
затворы»,
«темницы»?
4.
Какое отношение поэта
вызывают декабристы и дело их жизни?
5.
Что хотел
сказать друзьям Пушкин,
отправляя свое послание в Сибирь?
6.
Как в этом стихотворении
раскрывается душа поэта?
Послание
Пушкина –
огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина
этот
поступок – проявление высокого мужества поэта.)
«Свободный глас поэта» дошел до
декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и
дружество». В послании «В
Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль
«об историческом
значении дела декабристов», выразил надежду на близкую
революцию, которая
освободит сосланных на каторгу друзей.
Александр
Иванович Одоевский –
поэт-декабрист ответил Пушкину своим стихотворением. (Чтение
ответа.)
О
значении для декабристов
стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма.
М.
П. Бестужев-Рюмин:
«Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом
читанные…»
В.
И. Штейнгель:
«Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал
и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!»
П.
А. Бестужев:
«Мысли свободные зародились во мне… от чтения
различных
рукописей, каковы «Ода на свободу»,
«Деревня»… разные
«Послания» и
пр., за которые
пострадал знаменитый наш
А.
Пушкин» [1].
Домашнее
задание.
1.
Выучить наизусть одно из
стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или
«Арион».
2.
Письменный анализ
лирического произведения (по выбору
учащихся).