twitter ВКонтакте facebook

«Я гимны прежние пою» (А. С. Пушкин)

Цели: продолжить знакомство со стихотворениями Пушкина, в которых поэт не скрывает своей духовной связи с декабристами, а его произведения не утрачивают своей вольнолюбивой сущности; разъяснить учащимся аллегорический смысл и политическую направленность поэтических произведений; уделить внимание работе над словесными образами, над особенностями поэтической речи; развивать умение анализировать лирическое стихотворение.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить.

А. С. Пушкин

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы для проверки:

1. Прочитать  написанный  дома  анализ  лирического  произведения Пушкина.

2. Сделать сообщение о патриотических и вольнолюбивых стихах Пушкина. Прочитать наизусть.

II. Работа над стихотворением «Арион» (1827). Чтение наизусть.

Беседа по вопросам:

1. С какой целью автор обращается в стихотворении к аллегорической форме?

2. Расскажите легенду о древнегреческом поэте и музыканте Арионе, жившем в VII – VI в. до нашей эры.

3. Что изменил поэт в легенде об Арионе?

4. Как изображены спутники певца-поэта? Вождь – кормщик?

5. Какие  слова  (словесные  обороты)  находит  Пушкин,  чтобы подчеркнуть настойчивость, силу и сплоченность спутников в борьбе со стихией?

6. О каком событии вспоминает Пушкин?

Стихотворение написано 16 июля 1827 г. ко дню годовщины казни пятерых руководителей декабристского восстания. Поэт много размышлял об их трагической судьбе. Эти размышления и нашли отражение в «Арионе». В стихотворении в аллегорической форме изображено восстание декабристов. Дружные пловцы ассоциируются с друзьями Пушкина – декабристами.  Вихрь  погубил  плывущих:  «Погиб  и  кормщик  и  пловец». (Погибли вожди восстания, рядовые декабристы разбросаны по тюрьмам.)

«Я гимны прежние пою…» – Эти смелые гимны свободе – стихи Пушкина, который и после «бури» (после восстания) остался верен своим друзьям-декабристам, верен их идеалам.

III. Работа над стихотворением «Анчар» (1828). Чтение наизусть.

Беседа по вопросам:

1. Объясните, что это за дерево – анчар? Где растет? Для чего применяется сок этого ядовитого растения? (Пушкиным использованы сведения о «дереве яда», растущем на Яве. Из коры дерева вытекает ядовитая сера, которой намазывают наконечники стрел. За ядом посылаются осужденные на смерть преступники.)

2. Как  вы  понимаете  эпитеты:  чахлая  и  скупая  (пустыня),  грозный
(часовой),  мертвая  (зелень),  густая,  прозрачная  (смола),  послушливые (стрелы)?

3. Найдите славянизмы. (Чело, древо, хладный, тлетворный). Каково их художественное назначение?

4. Какими словами показывал поэт ядовитость дерева? Что значит «тлетворный»? (Тлетворный – губительный, порождающий тление.)

5. Ради чего принесена в жертву жизнь человека?

6. Что развенчивает в своем стихотворении поэт?

7. Какое политическое истолкование получило стихотворение «Анчар»?

В «Анчаре» Пушкин пишет о губительной силе самодержавия. Образы ядовитого  анчара  и  самодержавия,  тирании  сливаются  в  стихотворении  в  единое  целое,  как  «воплощение  гибельных,  чуждых  человеку сил» [4, с. 18].

Стихотворение «Анчар», заключая в себе громадное обобщение социального  и  политического  характера,  глубокое  философское  содержание,  совершенно  по  форме,  об  этом  свидетельствуют  «чеканная композиция, блестяще проведенный прием антитезы, предельная сжатость словесного выражения, железный ритм, суровая выразительность стиха» [4, с. 19].

«Это одно из самых художественно выразительных и глубоких произведений мировой литературы, направленных против угнетения человека человеком», – пишет об «Анчаре» Д. Д. Благой [1].

Домашнее задание.

Прочитать стихи «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «Осень», «К морю», «Вновь я посетил» и др.