Follow @Pyccstudy |
Цели:
охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и
поэта в жизни общества; помочь осмыслить пушкинскую идею о бессмертии
человека-творца; углубить представление о философской лирике; развивать
умение
анализировать лирическое стихотворение.
Эпиграф
к
уроку:
И долго буду
тем любезен я народу,
Что чувства
добрые я лирой пробуждал…
А. С. Пушкин
I.
Проверка
домашнего задания (см.
вопросы
домашнего задания в предыдущем плане).
II.
Вступительное слово учителя.
А.
С. Пушкина интересуют
«вечные» вопросы: о смысле жизни и назначении
человека, о смерти и бессмертии,
о любви и счастье, о добре и зле. К постижению
«вечных» истин поэт идет через
сомнения и заблуждения.
В
стихотворении, написанном в 1828 г., поэт пытается осмыслить прожитое:
Дар
напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем
ты мне дана?..
Есть
целый цикл
стихотворений, в которых поставлены традиционно философские проблемы:
«Дар
напрасный, дар случайный…» (1828 г.),
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829
г.), «Элегия» (1830 г.), «Пора, мой друг,
пора…» (1835 г.), «Вновь я
посетил…»
(1835 г.), «Вакхическая песня» (1824 г.),
«К морю» (1824 г.) и другие.
III.
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
1.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
– размышление
поэта о скоротечности времени и неизбежности смерти. Поэт приходит к
мысли, что
жизнь отдельного человека – это только звено в цепи между
предками и потомками.
Оба конца этой цепи уходят в бесконечность. Мотивы печали и грусти
сочетаются в
стихотворении с верой в будущее, верой в новую жизнь.
2.
«Вновь я посетил…»
Стихотворение создано в Михайловском в 1835 г. 25 сентября
1835 г.
Пушкин писал Наталье Николаевне из Тригорского: «В
Михайловском нашел я все
по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей и что около
знакомых старых
сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая
семья… Но делать
нечего; все кругом меня говорит, что я старею» [4]. Вот
впечатления, на основе
которых возникло стихотворение «Вновь я
посетил…». Поэт вспомнил свое
двухлетнее пребывание-изгнание в Михайловском; няню, которой уже не
стало…
Скромная
сельская природа стала
«могучим источником поэтического вдохновения и глубокого
философского
прозрения» Пушкина.
Поэт размышляет
о быстротечности жизни,
духовной эволюции
человека, о
преодолении трагедии смерти человеческой памятью, о смене человеческих
поколений, всеобщей связи человека и природы… о вечности
бытия.
«Вновь
я посетил…» – образец
философской лирики, выражающей раздумья поэта о коренных вопросах жизни.
3.
Чтение стихотворений
(по выбору).
«К
другу стихотворцу», «К Н. Я.
Плюсковой», «Эхо»,
«Поэт», «Поэту»,
«Разговор книгопродавца с поэтом» и другие.
Еще
в юности Пушкин задумывался
над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта. Он прекрасно понимал,
какая
трудная судьба у поэта, но все равно выбрал для себя путь литературного
творчества.
Пушкин
никогда не писал
«хвалебные оды» царям, он стремился служить своей
поэзией только свободе.
Это оставалось неизменным в течение всей жизни поэта.
В
вольнолюбии,
в защите прав человека, в народности Пушкин видел величие своего
поэтического
подвига. Он не просто утешал или радовал людей своим творчеством, а вел
читателей за собой, вселял надежды на лучшее.
…
и, обходя моря и земли,
глаголом жги
сердца людей!
4.
«Пророк» (1826 г.). Это
стихотворение –
непосредственный отклик Пушкина на разгром декабристов.
После
чтения необходимо
отметить слова и выражения, затрудняющие понимание стихотворения.
Объяснить их
значение.
Пророк
– 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2)
предсказатель будущего.
Шестикрылый
серафим
– персонаж в христианской мифологии – ангел,
изображаемый на иконах шестикрылым.
Перст
–
палец руки; переносное значение – указание, мистическое
предопределение.
Вещий
–
мудрый.
Зеница
– глаз, зрачок.
Горний
–
находящийся в вышине; переносное значение –
нравственно-возвышенный.
Десница
– правая рука.
Глагол
–
речь, слово.
Празднословие
–
склонность к праздным, пустым разговорам.
Внемли
– форма повелительного наклонения глагола внимать.
Виждь
– форма повелительного наклонения глагола видеть.
Влачился
–
тащился, шел с трудом.
Беседа
по вопросам:
1)
С чего
начинается стихотворение? Перечислите действующих лиц.
2)
Какое место в произведении
занимают библейские образы? Для чего они нужны Пушкину? (Для
характеристики
высокого назначения поэта и поэзии.)
3)
Какой вы
представляете встречу путника
с шестикрылым серафимом?
4)
Как в
стихотворении показан процесс
превращения человека в пророка?
5)
Какие переживания
лирического героя выражены в стихотворении? Как вы понимаете слова
«духовной
жаждою томим»? (Чувство тревоги, вызванное
неудовлетворенностью прежним
поэтическим творчеством, «духовной жаждою томим».
Чувство ответственности перед
людьми и обществом. Поэт – человек, но в то же время ему дано
видеть и понимать
то, что простой человек не может понять.)
6)
Чем достигается
торжественный тон стихотворения? (Интонацией и ритмом.)
7)
Расскажите об особенностях
лирической речи, о необычной лексике и синтаксисе. (Употребление
церковно-славянских слов и выражений. Особая конструкция фраз,
фраз-инверсий.
Синтаксический параллелизм с многократным повторением союза
«и». Употребление
«выразительных» глаголов.)
8)
В чем особенность построения
стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена большая
часть
стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом
стихотворения*?
Вывод.
В минуты вдохновения поэт
превращается в пророка, он обладает мудростью, ему понятны законы
жизни. Поэт –
носитель подлинной правды, воплощение высшей справедливости.
При
наличии времени можно
рассказать о чтении Ф. М. Достоевским стихотворения
«Пророк» (из воспоминаний
С. В. Павловой, жены великого физиолога И. П. Павлова): 1880 г.
Литературно-музыкальный вечер, посвященный Пушкину:
«… Первым читал Тургенев,
величественный человек, с красивой осанкой, с гривой седых волос над
выразительным, умным лицом… По окончании гром аплодисментов
и возгласы
приветствовали Тургенева.
Когда
все стихло, на эстраде
появился маленький человек, бледного, болезненного вида, с мутными
глазами, и
начал слабым, едва слышным голосом чтение.
«Пропал
бедный Достоевский!» –
подумала я.
Но
что случилось? Вдруг я
услышала громкий голос и, взглянув на эстраду, увидала
«пророка»! Лицо
Достоевского совершенно преобразилось. Глаза метали молнии, которые
жгли сердца
людей, а лицо блистало вдохновенной, высшей силой!
По
окончании чтения началось
настоящее столпотворение. Публика кричала, стучала, ломала стулья и в
бешеном
сумасшествии вызывала: «Достоевский!» [4, с. 52].
5.
«Я памятник себе
воздвиг нерукотворный»…
(«Памятник»,
1936 г.) – стихотворение-итог творческого пути
Пушкина, его поэтическое
завещание.
Стихотворение
близко к
одноименному произведению Державина, который в свою очередь в качестве
образца
взял оду римского поэта Горация, жившего в I веке до нашей эры.
Объяснение
отдельных слов и
выражений «нерукотворный», «пиит»,
«подлунный мир», «Александрийский
столп» (колонна, поставленная в честь Александра I
в Петербурге на
Дворцовой площади), «милость к падшим»
и другие.
Беседа
по вопросам:
1)
Почему Пушкин
называет свой памятник «нерукотворным» и
противопоставляет его Александрийскому
столпу?
2)
Какие факты из жизни и
творчества поэта можно привести, чтобы доказать правильность эпитета
«непокорный»?
3)
Почему поэт уверен, что «к
нему не зарастет народная тропа»?
4)
Почему поэт отвергает суд
современников и надеется на признание и понимание потомков?
Ценность
своего
творчества Пушкин видит в том, что пробуждал своей лирой
«чувства добрые»,
«восславим свободу», «и милость к падшим
призывал» (защищал декабристов).
Выводы
по теме.
Взгляды Пушкина на задачи поэта и поэзии: поэт свободен
в своем творчестве; он идет своей дорогой, определенной его высшим призванием.
Творчество поэта
– это подвиг;
поэт независим от служения светской «толпе»; он
независим от суждения
современников [4, с. 45]. Поэт должен преданно служить свободе,
красоте, истине
и добру.
Домашнее
задание.
1.
Выучить наизусть «Памятник».
2.
Подготовить сообщения
по теме «Пушкин о назначении
поэзии и поэта».
3.
Подготовиться к уроку
внеклассного чтения.