Follow @Pyccstudy |
Цели:
рассказать учащимся о творческой истории романа; ввести
в атмосферу пушкинского романа, помочь почувствовать его красоту и
поэтическое
обаяние; познакомить с главными героями; дать представление об особой
форме
стихотворной строфы («онегинской строфе»).
Эпиграф
к
уроку:
И даль
свободного романа
Я сквозь
магический кристалл
Еще не ясно
различал.
А. С.
Пушкин. Евгений Онегин
I.
Рассказ учителя о творческой истории романа.
4
ноября 1823 г. Пушкин писал
Вяземскому: «Что касается моих занятий, я теперь пишу не
роман, а роман в
стихах – дьявольская разница». «Евгений
Онегин» – роман в стихах, где каждый
образ, каждое слово значительны и глубоки.
Пушкин
начал работать над
«Евгением Онегиным» в Кишиневе 9 мая 1823 года;
закончил роман в Болдине 25
сентября 1830 года.
Семь
лет, четыре месяца,
семнадцать дней трудился поэт над романом.
«Кривые
толки, шум и брань…» –
вот чего ждал поэт от своего романа. И действительно, вокруг
появляющихся глав
шла острая полемика.
Вот план
полного издания «Евгения
Онегина». (План
составлен
Пушкиным.)
Онегин
Часть
1.
Предисловие
1-я
песнь (глава). Хандра.
Кишинев, Одесса. 1823 г.
2-я
песнь (глава). Поэт.
Одесса. 1824 г.
3-я
песнь (глава). Барышня.
Одесса, Михайловское. 1824 г.
Часть
2
4-я
песнь. Деревня.
Михайловское. 1825 г.
5-я
песнь. Именины.
Михайловское. 1825 г., 1826 г.
6-я
песнь. Поединок.
Михайловское. 1826 г.
Часть
3
7-я
песнь. Москва.
Михайловское. П. Б. Малинники. 1827–1828 г.
8-я
песнь. Странствие.
Павловское. Москва. 1829 г. Болдино.
9-я
песнь. Большой свет.
Болдино. 1830 г.
Примечания
Пушкина
1823
г. 9 мая, в Кишиневе.
1830
г. 25 сентября, в Болдине.
В
тексте романа нет
деления на части, нет и названий глав. Но поэт указал время и место
написания
каждой главы.
В
окончательном варианте
отсутствует глава 8 о странствии Онегина. Пушкин признается, что
«выпустил из
своего романа целую главу, в коей описано было путешествие Онегина по
России…
по причинам, важным для него, а не для публики».
Пушкин
написал и главу 10, но
сжег ее в октябре 1830 г. (Исследователи творчества Пушкина говорят,
что в
десятой главе поэт описал Отечественную войну и восстание декабристов.
Онегин
должен был сыграть какую-то роль в восстании.)
Какова дальнейшая
судьба главного героя?
По воспоминаниям
М. В. Юзефовича, «Онегин должен или
погибнуть на Кавказе, или попасть
в число декабристов».
Действие
романа развивается с
1819 по 1825 г.
II.
Анализ эпиграфов к каждой главе романа. Сопоставление
названий глав и эпиграфов к ним.
Эту
работу можно поручить
учащимся выполнить дома.
III.
Чтение главы 1, комментирование.
Главный
герой главы 1 – Евгений
Онегин, но рядом с ним стоит как второй главный герой –
автор. В
повествовательных строфах Пушкин рассказывает о жизни своего героя, его
взглядах и привычках. В лирических строфах говорит о себе, высказывает
свои
мысли, чувства. Сочетание лирических и повествовательных элементов
–
характерная черта стиля романа.
Какова
роль первой главы в
развитии сюжета, в композиции произведения? По выражению Пушкина, это
«быстрое
введение» (экспозиция и предыстория главного героя.)
IV.
Знакомство с «онегинской строфой».
Состоит
из 14 стихов
четырехстопного ямба.
Рассмотрим
любую строфу первой главы, выделим рифмы,
обозначим рифмы буквами.
Например,
глава 1 (21 строфа).
|
Все
хлопает. Онегин входит, Идет
меж кресел по ногам, Двойной
лорнет скосясь наводит На
ложи незнакомых дам; |
а б а б |
|
Все
ярусы окинул Все
видел: лицами, Ужасно
недоволен С
мужчинами со всех |
в в г г |
|
Раскланялся,
потом на сцену В
большом рассеянье взглянул, Отворотился
– и зевнул, И
молвил: «Всех пора на смену; |
д е е д |
|
Балеты
долго я терпел, Но
и Дидло мне надоел». |
ж ж |
Получаем
следующую схему:
строки:
1–4: а – б – а – б
– перекрестные рифмы,
5–8: в – в – г – г
– смежные рифмы,
9–12: д – е – е –
д – опоясывающие рифмы,
13–14: ж – ж – смежные рифмы.
Разработанная
Пушкиным особая форма стихотворной строфы получила название
«онегинской
строфы».
Подсчитаем
количество слогов.
Строки:
1–4: 9 – 8 – 9 – 8
5–8: 9 – 9 – 8 – 8
9–12: 9 – 8 – 8 –
9
13–14: 8 – 8
Рифмующиеся
строки
имеют одинаковое количество слогов.
Если
учесть, что в романе 389
строф и все включены в строфическую форму, станет понятно, какой
огромный объем
работы проделал поэт!
(В
строфическую форму не
включены письма Татьяны и Онегина.)
Домашнее
задание.
1.
Чтение глав 1 и 2.
2.
Ответить на вопросы по
главе 1:
1)
Что вы узнали об Онегине из
главы 1?
2)
Для кого Онегин «молодой
повеса», а для кого «добрый мой приятель»?
3)
Какую роль играли литература
и театр в жизни молодых людей того времени?
4)
Что значит театр для
Онегина?
5)
Расскажите о поведении
Онегина в театре; на балу.
6)
Что говорит Пушкин о своей
дружбе с Онегиным? Что их объединяет? Что у них различно?
3.
Вопросы
к главе 2:
1)
Где происходит действие? Как
обрисована деревня?
2)
Что сделал Онегин для
крестьян? С какой целью?
3)
Как развивается сюжетная
линия Онегин – Ленский?
4)
Какими предстают перед
читателями сестры Ларины? Какова роль главы 2 в развитии сюжета?