twitter ВКонтакте facebook

С. Маршак «Ландыш»

Цели: пробудить у детей интерес к творчеству С. Я. Маршака; формировать стремление к самостоятельному чтению, умение подтверждать своё мнение выдержками из текста.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака; выставка книг писателя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка книг С. Я. Маршака.

2. Чтение стихотворений поэта (3–5 вариантов).

III. Подготовка к восприятию.

– Что вы знаете о С. Я. Маршаке?

– Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964 гг.) – один из самых знаменитых детских поэтов. Стихи Маршака сопровождают нас на всех дорожках детства. Вчитайтесь в его стихи – и вы почувствуете, как точно выбрано каждое слово. Вслушайтесь в пружинистый и чёткий ритм его стиха.

IV. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

На столе у учителя – букетик ландышей.

– Сегодня у нас новые открытия поэзии. Мы будем читать стихотворение С. Я. Маршака «Ландыш». Интересно, что оно нам откроет, чем удивит? Что даст нам его поэзия?

2. Выразительное чтение стихотворения учителем (с. 122).

Учитель читает стихотворение медленно, останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После чтения – пауза.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

3. Самостоятельное чтение учащимися.

– Какие два весенних образа представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес. Он ещё не распустился. И ландыши.)

Учитель показывает ландыши – раздаёт их ребятам.

– Вот такой ландыш изобразил поэт.

– Рассмотрите его. Какой он на самом деле? (Белый, чистый, нежный. Цветы похожи на бубенчики.)

4. Беседа по содержанию.

1) Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? Что он «обрамляет» (вставляет в рамку)?  (Ландыш как клад, как драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес ещё чёрный, без листвы,  как тёмная закрытая шкатулка, внутри которой, в самой глубине, лежит ниточка жемчуга на зелёной шелковой подкладке.)

2) В каких именно образах С. Маршак передаёт своё восхищение необыкновенным цветком? (Сравнение ландыша с ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша – круглые бубенчики, венчики колокольчиков весны.)

3) Как поэт передаёт чистоту и хрупкость цветка? Зачитайте. («Природой бережно спелёнутый...»)

4) Какой из этих образов помогает вам представить ландыш?

5) Какие слова поэта представляются каждому из вас наиболее точными и  пронзительными? (Особенно две первые и четыре последние строчки.)

6) Какой образ леса создаёт поэт?

7) Как лес относится к ландышу?

– Да,  вы правы, удожественный образ – это что-то глубокое, многослойное: тонкий, хрупкий, нежный, ароматный цветок как будто на глазах раскрывается. Это колокольчик весны. Это – красота весенних дней. И тут же – тоска, но счастливая. Тут же – чернеет и томится лес. Оказывается, бывает счастливая тоска!

– Вот как много нам открыл поэт, как в образе цветка он передаёт большую картину весны. Мы многое  поняли.

8) А скажите, вы поняли, как надо читать это стихотворение? (Нежно и тихо.)

V. Итог урока.

– Если бы вас попросили проиллюстрировать это стихотворение, какими бы  красками вы  воспользовались и почему?

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения, с. 122. По желанию выучить стихотворение «Ландыш» наизусть.