Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить с содержанием глав романа, формировать
умение комментировать отдельные строфы; выяснить роль каждой главы в
развитии
сюжета, в композиции произведения; накопить материалы для
характеристики
главных действующих лиц.
I.
Проверка домашнего задания.
Обсуждение
вопросов
домашнего
задания (см. предыдущий план).
II.
Комментированное чтение последующих глав романа «Евгений
Онегин».
Беседа
по вопросам:
Глава
3.
1.
Как соотносится эпиграф к
главе 3 с образом Татьяны Лариной?
2.
Как Пушкин отзывается о
Татьяне? Ольге? Чем сестры отличаются друг от друга?
3.
Почему Татьяна полюбила
именно Онегина? Почему решилась написать письмо?
4.
Перечитаем строфы 16–21.
Прав ли В. Г. Белинский, сказав, что «разговор Татьяны с
нянею – чудо
художественного совершенства!»? Какое значение для постижения
душевного
состояния героини имеет ночной разговор с няней?
5.
Письмо Татьяны. («Письмо,
где сердце говорит, где все наруже, все на воле».) О чем
говорит письмо Татьяны
к Онегину? Какой мы видим героиню? Осуждаем ли? Сочувствуем?
6.
Какова роль главы 3 в
композиции романа? (Главное значение – завязка
сюжетной линии Онегин –
Татьяна, развитие образа няни.)
Глава
4.
1.
Сцена свидания Онегина с
Татьяной. Какими предстают перед нами герои Пушкина? Какие чувства в
Онегине
вызвала любовь Татьяны?
2.
Строфы 23–24. Как относится
автор к «безумным страданиям» Татьяны?
(«Простите мне: я так люблю Татьяну
милую мою!») Какую оценку дает автор
«исповеди» Онегина?
3.
Что
говорит Пушкин в
лирических отступлениях о себе, о своей жизни?
4.
Каким настроением проникнуты
строфы 35–36, 43–44? Можно ли назвать их
автобиографическими? Почему?
5.
Как развиваются отношения
Онегина и Ленского? Что принесла Онегину дружба с Ленским?
6.
Какова роль главы 4 в
композиции романа? (Кульминация в сюжетной линии Онегин
– Татьяна, «отповедь
Онегина»; дальнейшее развитие действия в сюжетной линии
Ленский – Ольга и
Онегин – Ленский.)
Глава
5.
1.
О чем рассказывает автор в
главе 5? (Прекрасным зимним пейзажем начинается глава;
святочные гадания,
таинственный сон Татьяны, радостное пробуждение. Именины в доме
Лариных,
приехавшие гости. Интересный художественный прием использует автор:
провинциальных помещиков изображает на фоне известных литературных
героев из
комедии Фонвизина «Недоросль» и др.). В
чем сходство персонажей сна Татьяны
и гостей на ее именинах?
2.
Что нового мы узнаем о
любимой героине Пушкина?
3.
С какой
целью автор сближает
Татьяну с героиней
баллады
В. А. Жуковского – Светланой?
4.
Для чего поэт дает точное
описание картины русской зимы?
5.
Каково значение главы 5? (Особенность
главы 5 – сокращение лирических отступлений. В центре
– Татьяна Ларина,
углубляется характеристика героини.)
Глава
6.
1.
Как соотносится
эпиграф к главе
6 с образом Владимира Ленского? (Эпиграф из
Петрарки «Там, где дни
облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать»
готовит читателей
к трагическим событиям – дуэли и смерти Ленского.)
Каково состояние
Ленского накануне дуэли?
2.
Перечитаем сцену дуэли. Прав
ли Белинский, сказав, что «подробности дуэли Онегина с
Ленским – верх
совершенства в художественном
отношении»? В чем художественная сила и яркость строф
30–31?
3.
Какие варианты жизненного
пути Ленского рисует Пушкин?
4.
Как соотносятся реальные
события, происходившие в России в то время (разгром восстания
декабристов,
жестокая расправа над ними), с событиями в главе 6? (Глава
написана Пушкиным
в 1826 г., после разгрома декабристов. Главное событие главы 6
– дуэль и
преждевременная смерть молодого Ленского. «Как из жизни
героев романа уходит
чистый, светлый юноша Ленский, так и лучшие люди поколения Пушкина
– самые
чистые, самые светлые, самые благородные – были вырваны из
жизни безжалостной
рукой самодержавия» [4, с. 102]. Речь
идет о созвучных настроениях (да и
событиях), вызываемых реальной жизнью и судьбой Владимира Ленского).
5.
Почему благородный Онегин
стал убийцей друга?
6.
В чем значение главы 6? (Глава
6 – кульминация в сюжетной линии Онегин – Ленский,
дуэль и смерть Ленского.)
Глава
7.
1.
С какой целью Пушкин
вторично «ведет» читателей к могиле Ленского? Что
волнует поэта?
(«Но
ныне… памятник унылый
Забыт. К
нему привычный след
Заглох».
Тема
забвения,
горечь от быстрой измены Ольги, скорбь о рано ушедшем Владимире
Ленском.)
2.
Перечитайте строфы 19–24. Что
нового узнает Татьяна об Онегине после посещения его кабинета?
Изменилось ли ее
чувство к Онегину?
3.
Что важного происходит в
душе и жизни Татьяны Лариной? Расскажите о встрече героини с Москвой. («Татьяна
смотрит и не видит, волненья света ненавидит; ей
душно здесь…») Как
московский свет принимает Татьяну?
4.
Что думает
о Москве Пушкин? Каково его отношение к столице?
(«Москва…
Как много в этом звуке
Для сердца
русского слилось!
Как много в
нем отозвалось!»)
5.
Какова роль
главы 7 в композиции произведения? (Глава 7 –
поворот в жизненной судьбе
Татьяны.)
Глава
8.
Первоначально
эта глава была
девятой, а в восьмой описывалось путешествие Онегина. Но поэт главу не
закончил: он понимал, что «перемены» в жизни и
мировоззрении Онегина в «сторону
идейной системы декабризма» напечатать не сможет. Так девятая
глава стала
восьмой.
1.
Перечитаем
строфы 1–5. Что говорит Пушкин о своем творческом пути? Какое
событие лицейской
жизни выделяет особо? Как менялась муза поэта на всем протяжении его
творческого пути?
2.
Строфа 11. «Эти стихи – ключ
к тайне характера Онегина». Согласны ли вы с мнением
Белинского?
3.
Выдерживает ли Онегин
испытание любовью? Какие душевные изменения принесла ему любовь к
Татьяне?
4.
Каково отношение Татьяны к
долгу и счастью? Почему она отвергает любовь Онегина? Могла ли Татьяна
быть
счастлива с Онегиным?
Домашнее
задание.
1.
Подобрать цитаты
к образу Онегина, выписать их в тетрадь, заучить наизусть (по выбору).
2.
«Письмо Татьяны» (наизусть)
или «Письмо Онегина» (по выбору учащихся).
3.
Устно подготовить сообщения
(по группам):
1-я
группа. Детство
и юность Онегина до вступления в свет.
2-я
группа. Светская
жизнь Евгения Онегина.
3-я
группа.
Онегин в деревне.
4-я
группа. Путешествие
Онегина и возвращение его в светское
петербургское общество.