Follow @Pyccstudy |
Цели:
обобщить и
углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин»,
его авторе как духовно
богатой, гармонической личности; показать широту изображения русской
действительности
в романе; найти лирические отступления, выяснить, как они связаны с
изображаемыми событиями и героями произведения.
Эпиграф
к
уроку:
…Первый
русский реалистический роман, который помимо
неувядаемой его красоты имеет для нас цену исторического документа,
более точно
и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки
толстых книг.
I.
Вступительное слово учителя.
За
всесторонний и широчайший
охват современной Пушкину эпохи в романе, показ всех слоев русского
общества,
общественно-экономической и культурной жизни России, а также за глубину
типических образов, богатство идей и чувств, В. Г. Белинский назвал
роман
Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией
русской жизни».
Пушкин
реалистически подошел к
изображению своих героев; он показал их и в будничной жизни, и в
исключительных
обстоятельствах. «Он любил сословие… к которому
принадлежал сам, – писал о
Пушкине Белинский, – и в «Онегине» он
решился представить нам внутреннюю жизнь
этого сословия, а вместе с ним и общество, в том виде, в каком оно
находилось в
избранную им эпоху…»
Перед
нами светский Петербург и
патриархально-дворянская Москва, поместная деревня и частный семейный
быт,
общественная жизнь и народные святочные гаданья, работа крепостных
девушек и
прекрасные зарисовки сельской природы…
Не
случайно Белинский назвал
роман «Евгений Онегин» «самым задушевным
произведением Пушкина», в котором с
наибольшей полнотой отразилась «вся жизнь, вся душа, вся
любовь» поэта, «его
чувства, понятия, идеалы».
II.
Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
1.
Картины народной жизни на
страницах пушкинского романа.
(Рассказ
о
крепостной няне Филипьевне, история ее горькой жизни, взаимоотношения с
Татьяной. Речевая характеристика няни. Образ ключницы Анисьи. Эпизоды,
рисующие
крестьянскую жизнь. Земледельческие работы, приметы, поверья, гадания и
др.)
2.
Столичное и
провинциальное дворянство.
1)
Столичное
дворянство и высший свет.
Анализ строфы
45 из главы
7. Разоблачительная интонация
этой фразы.
Анализ
строфы 48 из главы 7.
Насмешка и негодование в словах: «И даже глупости смешной в
тебе не встретишь,
свет пустой!»
Анализ
строф 24–25 из главы 8.
Сатира на высший свет. Ограниченность интересов, пошлость,
бессодержательность
жизни.
2)
Провинциальное
дворянство. (Рассказ о жизни Лариных, отца и матери, их гостей с
«говорящими»
фамилиями. Бытовые картины из жизни
провинциальных дворян: бал,
именины, приемы гостей,
отношение к крепостным, детям, воспитанию и образованию.
Рассказ о дяде
Онегина.)
3.
Картины русской природы на страницах романа.
Прочитать наизусть анализируемый отрывок.
(Изображение
Пушкиным разных времен года. Лето – строфа 40 из главы 4,
строфа 15 из главы 7.
Осень – строфы 40–41 из главы 5, строфа 30 из главы
7. Весна – строфы 1–3 из
главы 7. Пейзаж всегда реалистичен. Поэт изображает природу средней
полосы
России, преобладает радостное восприятие природы. Огромное значение
имеет
пейзаж в раскрытии душевных переживаний героев. Картины природы
проникнуты
чувством любви к родине.)
4.
Лирические отступления. (Четвертую часть романа
занимают лирические отступления. О чем они?)
1)
Характеристика творческого пути
Пушкина (строфы 1–5
из главы
8).
2)
О значении любви в жизни
поэта (строфы 55–59 из главы 1).
3)
Прощание автора с юностью
(строфы 43–46 из главы 6).
4)
Прощание с
читателями и своим
романом (строфы 49–51
из главы
8).
В
этих лирических отступлениях
поэт вводит нас в свой душевный мир. В щедро разбросанных в романе
строках
отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.
5)
О театре, драматургах и
артистах в строфах 18–19 из главы 1.
6)
О писателях и поэтах –
современниках Пушкина в строфе 30 из гла-вы 3, в строфе 3 из главы 5, в
строфе
22 из главы 7.
7)
О литературных направлениях
в строфе 55 из главы 7, в строфе 26 из главы 1.
Пушкин
нарисовал идейные
течения той эпохи, деятелей декабристского движения, состояние
литературы и
искусства, различные экономические теории и др. Все это и позволило В.
Г.
Белинскому назвать роман Пушкина «энциклопедией русской
жизни».
5.
Образ автора.
Автор
выступает и
как рассказчик, и как действующее лицо. Он любит «милую
Татьяну», дружит с
Онегиным, принимает активное участие в их судьбе. Он любуется своими
героями,
переживает за них или осуждает их поступки. «Близость
настроений героев романа
и автора так значительна, что многие лирические отступления автора
могли бы
стать внутренними монологами героев», – пишет
В. Г. Маранцман [10].
В
попутных высказываниях и
суждениях Пушкина – итог всего им пережитого и
перечувствованного – «ума
холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Домашнее
задание.
1.
Прочитать по учебнику статью
о романе «Евгений Онегин».
2.
Ответить на вопросы
(можно по группам):
Каким
вы понимаете пушкинское
определение «свободный роман»? Почему поэт
колебался в определении жанра
«Евгения Онегина»? Назовите особенности жанра
романа. Расскажите о композиции и
художественном своеобразии романа Пушкина.
3.
Принести статьи В. Г.
Белинского о Пушкине. Что написал критик о героях романа?