Follow @Pyccstudy |
Цели:
помочь учащимся понять художественное своеобразие
пушкинского романа, особенности жанра, композиции; расширить
представление
школьников о литературном типе; на основе статей
В. Г. Белинского
углубить представление учащихся о романе «Евгений
Онегин» в целом и его героях;
обучение навыкам работы с критической статьей (подбор,
где
нужно, цитат, составление
планов, конспектов, устных сообщений).
Литература:
1.
Кутузов А. Г. В мире
литературы. 10 кл. М.: Дрофа, 2000.
2.
Лебедев Ю. В., Кузнецова М.
Б. Литература. 10 кл: Методические советы. М.: Просвещение, 2000.
3.
Кошелев В. А. Онегина
воздушная громада..: Цикл статей // Литература в школе. 1998. № 8;
1999. № 1,
3, 8.
4.
Ревякин А. И. История
русской литературы XIX в. М.: Просвещение, 1985.
5.
Демин Н. А. Изучение
творчества А. С. Пушкина. М.: Просвещение, 1971.
6.
Белинский В. Г. Сочинения
Александра Пушкина, статьи 8 – 9.
I.
Беседа по вопросам
домашнего задания:
1.
Как вы понимаете
пушкинское определение «свободный роман»,
«собранье пестрых глав»?
2.
Почему Пушкин колебался в
определении жанра? Что значит «первый реалистический роман в
русской
литературе» (В. Г. Белинский)?
(Прочитаем
фрагменты из писем
Пушкина. П. А. Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в
стихах –
дьявольская разница». А. А. Дельвигу:
«Пишу теперь новую
поэму, в которой
забалтываюсь донельзя».
А. С. Тургеневу: «Я на досуге пишу новую
поэму «Евгений Онегин», где
захлебываюсь желчью». Брату Л. С. Пушкину: «Он
ожидал от меня романтизма, нашел
сатиру».)
3.
Назовите особенности жанра
романа.
4.
Почему поэту потребовалось
создавать «онегинскую строфу»? В чем ее сущность?
5.
Как в романе отразилась
личность самого Пушкина?
Произведение
Пушкина «Евгений Онегин» называют «первым
реалистическим романом в русской литературе». В нем
характерная особенность
пушкинского реализма – широта и полнота изображения жизни
России того времени.
Поэт правдиво изображает общественно-политическую, экономическую и
культурную
обстановку той эпохи.
Действие
романа развертывается
в Петербурге, в Москве, в помещичьих усадьбах и других уголках России.
Автор
показывает различные группы дворянства, крепостного крестьянства,
трудового
Петербурга.
По
мнению критиков, «реализм
предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение
типичных
характеров в типичных обстоятельствах». (Тип – это
обобщенный образ,
художественно объединяющий характерные черты группы людей.) Онегин
– типичный
представитель молодого человека дворянского общества. Но в то же время
он несет
в себе личные, только ему присущие индивидуальные черты. Онегин
– «тип», но и
«вполне определенная личность».
Реализм
романа отчетливо
выразился в языке, стиле пушкинского произведения.
Большой
роман имеет четкую
структуру: делится на главы, а главы – на строфы.
Изобретенная Пушкиным
«онегинская строфа», состоящая из 14 строк,
отличается живостью и
необыкновенной гибкостью.
Роман
«Евгений Онегин» – роман
сложный в жанровом отношении.
Выделим
особенности жанра:
1)
Социально-бытовой роман (по
охвату быта и нравов).
2)
Социально-психологический
(по глубине и разнообразию в персонажах идей, мыслей, чувств).
3)
Лироэпический роман (по
наличию двух сюжетов: лирического и эпического).
4)
Роман в стихах (единственный
в русской литературе стихотворный роман).
II.
Композиция
романа.
Главы
1 и 2 –
развернутая экспозиция.
Глава
3 – завязка основной
сюжетной линии (письмо Татьяны).
Глава
4 – кульминация в
сюжетной линии Онегин – Татьяна –
«отповедь» Онегина.
Главы
5–6 – развивают линию
Ленский – Ольга, давая кульминацию в сцене дуэли.
Глава
7 – дальнейшее развитие
событий.
Глава
8 – развязка основной
сюжетной линии – объяснение Онегина с Татьяной.
Выделим
сюжетно-композиционные особенности:
1)
Наличие двух сюжетов
(лирический и эпический).
2)
Наличие двух фабульных линий
(Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга).
3)
Роль автора-повествователя.
4)
Принцип противопоставления
(контраста).
5)
Принцип параллелизма
(сходства), реализуемый в построении романа, в группировке действующих
лиц, в
стилистике.
6)
Роль главы 10 романа
«Отрывки из путешествия Онегина».
Многие
исследователи творчества Пушкина (Г. А. Гуковский, Д. Д. Благой, В. Н.
Иванов,
А. И. Ревякин) в работах, посвященных «Евгению
Онегину», указывают на
«перевернутость», как в зеркальном отражении,
основных сюжетных ситуаций. Пушкин
ставит Онегина и Татьяну в про-тивоположные положения в начале и в
конце
романа. Если сначала Татьяна пишет письмо Онегину и затем выслушивает
от него
наставление, то в конце романа уже Онегин на свое любовное письмо
выслушивает
назидание Татьяны. В начале романа пушкинский герой не понимает
внутренней
красоты Татьяны, а в конце романа Татьяна не осознает всей глубины
наступившего
перерождения Онегина.
III.
Художественное
своеобразие произведения Пушкина.
1.
Воссоздание
подлинной атмосферы эпохи.
2.
Жанровые включения (сны,
песни и т. д.).
3.
Роль пропущенных строк
(логические «отточия»).
4.
Пересечение литературных
героев с реальными людьми.
5.
Литературная полемика на
страницах романа.
6.
Роль пейзажа и портрета.
7.
Речевая характеристика
героев.
8.
Своеобразие авторского
описания.
IV.
Критические статьи В. Г. Белинского о
романе «Евгений
Онегин».
«Статьи
о Пушкине»
В. Г. Белинский написал в 1843–1846 гг.
Роману
«Евгений Онегин» критик
посвятил 8 и 9-ю статьи.
(Какие
виды работ можно
использовать? Чтение и комментирование отрывков статьи, составление
плана,
конспекта, подбор цитат, устные сообщения, ответы на вопросы.)
Ориентировочные
вопросы для
организации работы учащихся по критическим статьям:
1.
С чего
начинается 8-я статья Белинского? Как она построена? (Начало
статьи со слов:
«Признаемся, не без некоторой робости приступаем
мы…» заканчивается цитатой из
Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».)
2.
С каких точек зрения
подходил великий критик к анализу романа?
3.
Почему, по мнению Белинского,
русское общество «всегда будет любить этот роман»?
4.
Какую роль в романе играет
личность автора?
5.
В чем Белинский видит
причины трагедии Онегина и почему он называет его «страдающим
эгоистом» или
«эгоистом поневоле»?
6.
Совпадает ли ваша оценка
пушкинского героя с оценкой критика?
7.
Почему в романе «Евгений
Онегин» «нет конца»? Как объясняет это
Белинский?
8.
В чем образ Владимира
Ленского, по мнению критика, противоположен образу Онегина?
9.
Каковы основные положения
9-й статьи Белинского? С чем вы согласны или не согласны в оценке
критиком
образа Татьяны Лариной?
10.
Чем Белинский объясняет
перемены в Татьяне? Как оценивает критик последнее объяснение героев?
11.
Что вам понравилось в
статьях Белинского? С чем вы не согласились, читая критические статьи?
12.
Выпишите понравившиеся
цитаты о романе «Евгений Онегин» из статей
Белинского.
Домашнее
задание.
1.
Подготовить сообщение
«Язык романа «Евгений Онегин».
(Наблюдения над лексикой и синтаксисом.)
2.
«Онегинская строфа». В чем
ее своеобразие?
3.
Выписать цитаты из
критических статей Белинского о героях пушкинского романа.
4.
Прочитать трагедию «Борис
Годунов».
5.
Индивидуальные сообщения
или доклады учащихся о
произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов».