Follow @Pyccstudy |
Цели:
уяснить,
почему пушкинская тема является центральной не только в русской
литературе XIX
века, но и во всей русской литературе; каково влияние Пушкина на
развитие
русской национальной культуры; почему его называют родоначальником
новой
русской литературы; чем близок Пушкин современным читателям.
Эпиграф
к
уроку:
Пушкин
– явление чрезвычайное и, может быть,
единственное.
Н. В. Гоголь
I.
Вступительное слово учителя.
А.
С. Пушкин – великий русский
национальный поэт. Его по праву мы считаем
родоначальником нашей классической
литературы, по словам
М. Горького, «началом всех
начал».
В его
личности и творчестве
проявились лучшие черты
русского народа – свободолюбие,
многосторонняя одаренность, могучая
творческая сила.
Прав
И. А. Гончаров, сказавший
в статье «Мильон терзаний»:
«Пушкин – громаден, плодотворен, силен,
богат.
Он для русского искусства то же, что
Ломоносов для русского
просвещения вообще. Пушкин занял собой всю
свою эпоху, сам создал
другую, породил школы художников».
II.
Беседа с учащимися.
В
ходе беседы обсуждаются
следующие темы:
1.
Пушкин и русская
литература.
А.
С. Пушкин –
патриот-гражданин, любивший свою родину, свой народ. Опираясь на
достижения
предшественников и устную народную поэзию, Пушкин создавал новую
литературу,
проявляя интерес к наиболее актуальной проблематике. Он откликался на
злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и
крестьян,
общественного развития родины. Поэт продолжал развивать и углублять
только то,
что служило развитию русской народной национальной литературы.
Творчество
Пушкина – подлинно
народное. Народность проявляется и в темах, которые он ставил и
разрешал, и в
изображении действительности и типических особенностей русского
национального
характера, и в описаниях картин природы, и в языке.
«Пушкин
– выражение могучих
творческих сил народа, символ его величайшей талантливости» (Н.
А. Демин).
Огромной
заслугой поэта было
утверждение в литературе критического реализма, раскрытие противоречий
современной жизни, ширина и глубина охвата действительности, указание
перспектив развития общества, всестороннее изображение человеческого
характера
– сильнейшие черты пушкинского реализма.
Пушкин
– создатель новых
литературных жанров: романтической поэмы, реалистического романа в
стихах,
исторической трагедии, драмы, повестей, политических и информационных
заметок,
очерков, новелл. Он стремился писать так, чтобы его произведения могли
читаться
«всеми и везде». Это достигалось сочетанием
величайшего художественного
мастерства – точности и ясности языка, музыкальности стиха,
стройности и
гармоничности композиции – с непринужденностью, простотой и
естественностью.
Велико
значение Пушкина в
истории русского литературного языка. «В нем (в Пушкине) как
будто в лексиконе
заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех,
он
далее раздвинул ему границы и более показал все его
пространство» (Н. В.
Гоголь).
«Нет
сомнения, что он (Пушкин)
создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим
потомкам
остается только идти по пути, проложенному его гением» (И.
С. Тургенев).
Пушкин
оказал огромное влияние
на писателей-современников, а также на многих писателей последующих
поколений.
2.
Мировая
известность и мировое значение Пушкина.
Имя
поэта рано
сделалось известным европейскому читателю. Переводы его стихотворений
появились
в 1823 году и были высоко оценены критикой
и читателями. Но
мировое признание к
Пушкину пришло
позднее.
Пушкин
– родоначальник одного
из самых выдающихся явлений искусства слова – русского
реализма.
Подлинный
реализм, идейное
богатство, народность, человечность и современная художественная форма
– это
тот вклад, который внес поэт в сокровищницу мировой литературы.
III.
Выступления
учащихся с выученными стихотворениями современных поэтов о Пушкине.
Домашнее
задание.
Подготовиться к
написанию контрольного сочинения
по творчеству
А. С. Пушкина.