twitter ВКонтакте facebook

Д. Кедрин «Приглашение на дачу»

Цели: обогащать словарный запас учащихся; добиться понимания содержания стихотворения, эмоционального настроя; формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.

Оборудование: портрет поэта Д. Кедрина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака «Ландыш» (3–4 варианта прослушать).

2. Чтение наизусть (по желанию учащихся).

III. Подготовка к восприятию.

– Дмитрий Борисович Кедрин родился в 1907 году на Донбассе. Война научила его ценить жизнь и восхищаться ею. В своих лирических произведениях он воспевал русскую природу.

– Сегодня мы прочитаем его стихотворение «Приглашение на дачу». К его творчеству вы ещё не раз будете обращаться в старших классах.

IV. Чтение и анализ стихотворения Д. Кедрина.

1. Выразительное чтение учителем (с. 123).

– Какое настроение автора вы почувствовали?

2. Лексическая работа.

Повеса (объясняет консультант Кот Учёный в разделе «Совет консультантов» на с. 157).

Стоят на пуанте (объясняет консультант Шалтай-Болтай в разделе «Совет консультантов» на с. 156).

3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.

– Как необходимо читать это стихотворение?

4. Беседа по содержанию.

1) Приглашение на дачу напоминает приглашение куда?.. А ещё? Внимательно перечитайте стихотворение и все выделенные строчки. (Оно напоминает приглашение на спектакль, который начинается в строго назначенное время, на праздник или  день рождения.)

2) Где же и когда по времени состоится представление? (Представление состоится в городе Пушкин (бывшее Царское Село под Петербургом, где находится Царскосельский лицей, который закончил Александр Пушкин), в лесу, недалеко от дачи, завтра, после девяти.)

3) Перечислите всех, кто занят в спектакле.

На доске учитель записывает ответы детей:

Замечательный дождик, раскатистый гром, кукушка, мухомор.

4) Нравится ли вам, как поэт представляет актёров лесного театра?

Обратить внимание на метафору, олицетворение, сравнительный оборот.

5) Трудно ли лирическому герою убедить друзей приехать к нему на дачу?

6) Вас соблазняет такое приглашение? («Чудесный денёк приготовлен на завтра, и гром обеспечен, и дождик заказан!»)

V. Итог урока.

– Какое чувство осталось у вас после чтения стихотворения?

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения, с. 123.