twitter ВКонтакте facebook

М. Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии в жизни общества

Цели: помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии, об идеале поэта и трагическом положении настоящих поэтов в России; рассмотреть содержание, идеи, композицию и художественно-изобразительные средства стихотворения «Поэт».

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Так жизнь скучна, когда боренья нет…

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

М. Ю. Лермонтов

I. Проверка домашнего задания.

Прочитать  (наизусть)  выученное  стихотворение  Лермонтова,  проанализировать.  Объяснить  причину  выбора  данного  лирического  произведения.

II. М. Ю Лермонтов о назначении поэта и поэзии.

1. Слово учителя.

Поражает требовательность Лермонтова к самому себе и своим поэтическим опытам. В ранней лирике он изображает поэта, главное призвание которого – воспевать вольность, а назначение поэзии – способствовать воспитанию у людей любви к родине и свободе.

Следуя Пушкину и декабристам, Лермонтов с самого начала и до конца своего творческого пути «воссоздает облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу» [12, с. 318].

Об этом стихи: «О, полно извинять разврат», «Пускай поэта обвиняет», «Я не для ангелов и рая», «Не верь себе», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель».

2. Чтение и анализ стихотворения «Дума» (1838 г.)

Вопросы:

1) Назовите  главную  тему  стихотворения.  Как  она  раскрывается автором?

2) Как Лермонтов относится к своему поколению?

3) За что он упрекает современников в стихотворении «Дума»?

4) Почему цензурой были запрещены два последних стихотворения?

5) Какова гражданская позиция автора? (Главная тема «Думы» – тема общественного поведения человека. Автор дает характеристику дворянской интеллигенции 30-х годов XIX века. С глубоким сожалением Лермонтов рассказывает о молодом поколении. Своих современников поэт упрекает прежде всего за отсутствие твердых убеждений, прочных привязанностей, за неспособность к активным действиям.)

3. Чтение стихотворения «Поэт» (1838 г.).

Вопросы:

1) Каковы первоначальные впечатления от стихотворения?

2) Назовите тему и основную мысль лермонтовского произведения. В каких строках это выражено?

3) Какие художественно-выразительные средства использует поэт, чтобы выразить основную мысль?

4) В чем оригинальность композиции стиха? С какой целью Лермонтов в I части рассказывает нам о судьбе кинжала?

5) В чем смысл сравнения кинжала и поэта?

6) Почему современная поэзия, по мысли Лермонтова, утратила свое высокое назначение?

7) Проследите по тексту за изменением интонации в стихотворении. С какой интонацией следует читать последнюю строфу? (В стихотворении использован прием развернутого сравнения – сравнения поэта с кинжалом. Первые шесть строф – история кинжала, когда-то грозного оружия. Последующие строфы – размышления автора о роли поэта и поэзии. Идейным центром стиха является  строфа 8. Это призыв к поэту вновь обрести свое слово (которое бы звало, вдохновляло, указывало цели борьбы), неотразимое, как удар кинжала. Роль поэта – служить народу, назначение поэзии – «воспламенять бойца для битвы», быть идейно насыщенной, передовой.)

4. Стихотворение «Пророк» (1841 г.).

С особой силой автор раскрывает трагедию поэта-пророка. Эта трагедия в том, что пророка не понимают в обществе, ненавидят и презирают.

5. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.

Вопросы: Что общего во взглядах на роль поэта-пророка у Пушкина и Лермонтова? В чем отличие образа пушкинского героя от лермонтов-ского?

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение о художественном своеобразии лирики Лермонтова.

2. Отзывы Белинского о поэзии Лермонтова.

3. Выучить наизусть стихотворение «Пророк» или «Поэт».

4. Письменно  ответить  на  вопрос:  «Каким  Лермонтов  рисовал образ истинного поэта?» (На примере самостоятельно прочитанных стихотворений «Пускай поэта обвиняет», «Журналист, читатель и писатель» и др.)