Follow @Pyccstudy |
Цели:
обобщить
и
углубить знания учащихся о лирике Лермонтова; сформировать
представление об
особенностях лирического героя поэзии Лермонтова; выяснить, в чем
жизненность и
современность произведений поэта в наши дни; обсудить высказывания В.
Г.
Белинского о стихотворениях Лермонтова; развитие навыков написания
литературного сочинения на одну из предложенных тем.
I.
Беседа по вопросам домашнего
задания:
1.
Каким Лермонтов
рисовал образ истинного поэта?
2.
Стихотворения «Пророк» и
«Поэт». Выразительное чтение наизусть. Восприятие,
истолкование, оценка.
3.
Что поражало современников в
Лермонтове?
4.
В чем жизненность и
современность произведений поэта в наши дни?
5.
Что сближает Лермонтова и
его лирического героя? (Перечислите основные особенности лирического
героя
поэзии.)
6.
Какую оценку дал В. Г.
Белинский стихотворениям М. Ю. Лермонтова? Согласны ли вы с этой
оценкой?
М.
Ю. Лермонтов
ворвался в русскую литературу как мятежник. Он имел смелость много
высказывать
«без прикрас и без пощады». Лирический герой
лермонтовской поэзии активен, его
влечет жажда действия и борьбы, ненависть к общественному строю,
заинтересованность судьбами родины и народа. Но в то же время он
грустит и
тоскует от сознания своего одиночества. Одиночество лирического героя
Лермонтова особое. Оно не навязано ему, а избрано им добровольно.
В.
Г. Белинский в статье
«Стихотворения М. Лермонтова» (1840 г.) анализирует
многие стихотворения поэта.
«По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной
неотразимой силе
поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по
избытку
силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собой создания
великих
поэтов» (В. Г. Белинский). Великий критик
предсказывал Лермонтову
историческое бессмертие: «Уже недалеко то время, когда имя
его в литературе
сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут
слышимы в
повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах…»
Белинский прав. Действительно,
поэзия Лермонтова продолжает радовать и волновать, доставлять
«неизгладимое
эстетическое наслаждение».
II.
Подготовка к
домашнему сочинению по
лирике М. Ю. Лермонтова.
Темы:
1.
«Он понимает
любовь к родине
истинно, свято и
разумно»
(Н. А. Добролюбов).
2.
«Пусть я
кого-нибудь люблю,
Любовь
не красит жизнь мою».
(Любовная
лирика М. Ю.
Лермонтова.)
3.
Мятежный дух
поэзии М. Ю. Лермонтова.
4.
Пушкин и
Лермонтов. Кто мне ближе?
5.
Стихотворение М.
Ю. Лермонтова «И скучно и грустно». (Восприятие,
истолкование, оценка.)
6.
Стихотворение М.
Ю. Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование,
оценка.)
7.
Стихотворение «Пророк» в
лирике А.
С. Пушкина и М. Ю.
Лермонтова.
Домашнее
задание.
Написать
сочинение
на одну из тем. Прочитать главу «Бэла»
(«Герой нашего времени»).