Follow @Pyccstudy |
Цели:
напомнить
учащимся о характерных особенностях жизни русского общества 30-х годов
XIX
века, о судьбе молодого поколения; рассказать об идейном замысле романа
«Герой
нашего времени» и об откликах на выход произведения; выяснить
первоначальные
читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших
особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение
хронологического
порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех
рассказчиков
– автора, Максима Максимовича и Печорина).
Эпиграф
к
уроку:
«Герой
нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких
повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна
основная идея,
художнически развитая.
В. Г.
Белинский
I.
Вступительное слово учителя.
Роман
«Герой нашего времени»
был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним
развернулась
в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале
«Отечественные записки»
появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком
«Из записок офицера с
Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть
«Фаталист», а затем и «Тамань».
Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев
начала века».
Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего
времени» вышло в 1840
г.
1830–1840-е
годы в истории
России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого
полицейского режима.
Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих
людей.
Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего
поколения нет
будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели
в жизни и
интереса к ней – главные черты современников писателя.
Лермонтов
в своем произведении
хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция.
Само название
романа «Герой нашего времени» –
свидетельство о его важности.
В
образе Печорина Лермонтов дал
выразительный реалистический и психологический портрет
«современного человека,
каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал»
(А. И. Герцен).
Печорин
– натура, богато
одаренная. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я
чувствую в душе моей
силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же
энергичные и
умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и
«вянут без
борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора
обращено на раскрытие
сложного и противоречивого характера героя.
Лермонтов
в предисловии к
«Журналу Печорина» пишет: «История души
человеческой, хотя бы самой мелкой
души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого
народа…»
Особенности
жанра.
«Герой нашего времени» – это первый
русский психологический
роман.
II.
Выяснение первоначальных впечатлений учащихся о
романе «Герой нашего времени».
Вот
некоторые из вопросов:
1.
Какая из
прочитанных повестей произвела
на вас наибольшее впечатление?
2.
Расскажите о своем отношении
к главному герою.
3.
О каких событиях из жизни
Печорина мы узнали из главы «Бэла»?
4.
От чьего имени ведется
повествование? Какую это играет роль?
5.
Кто такой Максим Максимыч?
Что вы о нем узнаёте?
6.
Является ли Максим Максимыч
тем человеком, который способен понять Печорина?
7.
Какое впечатление сложилось
у вас о проезжем офицере?
8.
Прочитайте понравившееся
описание природы. Какие слова помогают почувствовать присутствие
человека,
рисующего пейзаж?
III.
Особенности композиции романа.
Вопросы:
1.
Что такое сюжет
художественного произведения?
2.
Какие элементы сюжета вам
известны?
3.
Что называется композицией
художественного произведения? С какими композиционными приемами вы
встречались
раньше при изучении произведений?
4.
В чем особенность композиции
«Героя нашего времени»? Можно ли в
нем выделить известные
вам элементы сюжета?
(Особенность композиции – отсутствие
единой сюжетной линии. Роман
состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр,
свой
сюжет и свое заглавие.
Но главный герой
объединяет все эти
части в единый роман.)
5.
Попробуем представить разницу между хронологическим и
композиционным порядком.
Печорин
едет к месту своей службы, останавливается в Тамани, затем посещает
Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким сослан в крепость. В
крепости с ним происходят события, описанные в повестях
«Бэла» и «Фаталист». Через
несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем. Хронологический
порядок расположения повестей: 1.
«Тамань». 2.
«Княжна Мэри». 3.
«Бэла». 4.
«Фаталист». 5.
«Максим Максимыч». |
Лермонтов
нарушает порядок повестей. В романе они следуют так: 1.
«Бэла». 2.
«Максим Максимыч». 3.
«Тамань». 4.
«Княжна Мэри». 5.
«Фаталист». Последние три
повести – это дневник главного героя, |
Вопросы:
1)
Почему именно так строит
свой роман Лермонтов?
2)
О чем заставляет задуматься
такая композиция?
3)
В какой форме написаны
первые две повести? три последние?
Выводы. «Печорин –
главный герой романа.
Действующие лица
расположены
контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром
повествования, Героем своего
времени. Композиция
произведения (смена рассказчиков,
нарушение хронологии событий, жанр
путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих
лиц) помогает
раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его»*.
IV.
Отклики
на роман М. Ю.
Лермонтова «Герой нашего
вре-
мени».
1.
С. Бурачек: Печорин –
«чудовище», «клевета на целое
поколение».
2.
С. Шевырев:
«Печорин – есть один только призрак, отброшенный на
нас Западом».
3.
В. Белинский:
«Печорин… герой нашего времени».
4.
А. Герцен:
«Печорин – «младший брат
Онегина».
Вопросы:
1)
Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?
2)
Как сам Лермонтов говорит о
Печорине в предисловии?
Чтение
предисловия.
(«…Герой
Нашего Времени,
милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего
нашего
поколения, в полном их развитии…»)
Домашнее
задание.
1.
Повести «Бэла», «Максим
Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и
жанра, отношение к
Печорину.)
2.
Составить план повести
«Бэла», озаглавить части.