Follow @Pyccstudy |
Цели:
заинтересовать
учащихся содержанием повестей «Бэла»,
«Максим Максимыч»; выяснить особенности
сюжета, композиции, жанра; путем анализа эпизодов углубить
представления о
характере главного героя, попытаться объяснить некоторые
«странности» Печорина,
рассказать о его действиях и поступках (попытаться понять их), об
отношениях с
другими персонажами.
I.
Опрос по домашнему заданию.
1.
В чем
особенность построения романа Лермонтова «Герой нашего
времени»?
2.
О чем заставляет задуматься
такая композиция?
II.
Повесть «Бэла».
(Герои,
содержание, особенности жанра и композиции,
отношение к Печорину героев повести.)
1.
Беседа по вопросам:
1)
На сколько
частей можно разбить содержание повести? Какие заголовки придумать?
2)
От чьего
имени ведется повествование? В
какой форме написано? (Рассказ
ведется от имени автора
и Максима Максимыча. Жанр – путевые записки:
«… я пишу не повесть, а путевые
записки».)
3)
Что интересного вы можете
рассказать об авторе и Максиме Максимыче?
Автор
– человек на
Кавказе «новый», тоскующий по родным местам. Он
любопытен, имеет желание
«вытянуть» какую-нибудь захватывающую историю у
Максима Максимыча. Автор –
образован, наблюдателен, восхищается чудной природой Кавказа.
Штабс-капитан
Максим Максимыч –
человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой
жизни. Армейская служба
приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим
Максимыч
бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их
поступки,
оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но
всегда
искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит
«языком простым,
грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и
потрясающим…».
Знакомство
с Печориным и совместная служба – это
исключительное событие в однообразной жизни штабс-капитана.
2.
Пересказ-анализ эпизодов
«Похищение Бэлы»
и «Гибель Бэлы». Можно использовать вопросы:
1)
Мысленно
воспроизведите психологическое состояние Печорина.
2)
Как характеризуют главного
героя эти эпизоды?
3)
За что вы осуждаете
Печорина?
4)
Какие черты его характера
заслуживают одобрения? Почему?
5)
Любовь Печорина к горянке
Бэле – настоящее чувство или это просто увлечение –
каприз?
6)
В чем Максим Максимыч видит
странность Печорина?
7)
Каково отношение автора к
герою?
Печорин
привлекает
к себе внимание окружающих и вызывает интерес автора. Но отношение
автора к
герою противоречиво. Поражают странности и во внешности, и в характере
Печорина. Храбрость, энергия, смелость, благородные порывы сочетаются в
нем с
вялостью и безразличием.
История
с Бэлой показывает, что
у Печорина сильная воля, он умеет добиваться поставленной цели. Это
вызывает к
нему симпатии. Но в то же время автор осуждает его за мелочные и
эгоистические
поступки, привычку считаться только со своими желаниями.
Противоречивость Печорина
и раскрывается в
последующих главах
романа со всей полнотой, обнаруживая
«болезнь» поколения того времени.
3.
Пересказ-анализ повести
«Максим Максимыч»
или чтение по ролям. Можно использовать вопросы:
1)
Каково
впечатление от прочитанного?
2)
В чем особенности портрета
Печорина? Чем он отличается от портрета, данного Максимом Максимычем в
повести
«Бэла»?
3)
Какова роль повествователя в
рассказе?
4)
Как проявляется идейный
замысел Лермонтова?
5)
Проанализируйте эпизод
встречи Печорина со штабс-капитаном. Можно ли назвать Печорина и
Максима
Максимыча друзьями?
6)
Как вы объясните холодность
Печорина? Почему он не остался обедать со штабс-капитаном?
7)
Какие черты характера
Печорина раскрылись в последней встрече с Максимом Максимычем?
8)
Кому из героев вы
сочувствуете?
9)
Какой, на ваш взгляд, должна
быть их встреча?
10)
Каково место и значение
повести «Максим Максимыч» в романе?
(Композиционная
роль повести «Максим Максимыч» велика.
Она как бы связующее звено между «Бэлой» и
«Журналом Печорина». В ней
объясняется, как журнал попал к автору, приезжему офицеру.
Прост
и сюжет повести. Но
встреча Печорина и Максима Максимыча печальна. Возросли холодность,
равнодушие
и эгоизм главного героя. Путешествие – последняя попытка
как-то заполнить свою
жизнь чем-то полезным, новыми впечатлениями.)
Важнейшим
средством
характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет
(особенности внешности, отражение в ней сложных душевных переживаний,
психологизм портрета).
Домашнее
задание.
1.
Повесть
«Тамань». Чтение, пересказ сюжета. В чем смысл
столкновения Печорина с
контрабандистами?
2.
Анализ эпизодов «Сцена в
лодке» и «Прощание Янко со слепым
мальчиком». Что нового узнали о главном
герое?
3.
Наблюдения над композицией
«Тамани», описанием природы, речью персонажей.