Follow @Pyccstudy |
Цели:
определить
основную мысль повести «Фаталист»; углубить
представления учащихся о характере,
поведении и поступках главного героя; помочь осмыслить
сюжетно-композиционную
роль повести «Фаталист».
I.
Реализация домашнего
задания.
Выступления
учащихся с докладами (или сообщениями)
об отношении Печорина к женщинам.
1.
Печорин и княжна
Мэри.
Вопросы:
1)
Для чего Печорину
понадобилось затевать интригу с Мэри?
2)
Какие поступки и действия
его вызывают презрение княжны Мэри?
3)
За что все-таки Мэри
полюбила Печорина?
2.
Анализ эпизода
«Прощание Печорина с Мэри».
Вопрос:
Что нового из этой сцены
узнали о героях?
3.
Отношение Печорина к Вере.
Вопросы:
1)
Способен ли Печорин на
чувство – любовь?
2)
Могли ли герои – Вера и
Печорин – остаться вместе и быть счастливыми?
Любовь
к Печорину
ни Мэри, ни Вере, кроме страданий, ничего не дала. Печорин даже тех,
кого
искренне любил и уважал, не смог сделать счастливыми
(«…любил для себя, для
собственного удовольствия», «ничем не жертвовал для
тех, кого любил»). В любви
Печорин – эгоист.
Но
героини (и Вера, и Мэри)
выделили среди многих… Печорина. Это «заставляет
увидеть необычность героя,
скрытую в нем душевную красоту, усилить обаяние героя» [13,
с. 187].
II.
Повесть
«Фаталист».
Повесть
«Фаталист»
завершает дневник Печорина и весь роман в целом.
Печорин
находится в хорошо
знакомой ему среде офицерства. События происходят на Кавказской линии.
Вопросы
для учащихся:
1.
Кратко перескажите содержание повести.
2.
Почему глава «Фаталист» завершает роман? Что такое
фатализм?
3.
Существует ли рок, судьба
или нет? Чем объясняется, что Печорин на некоторое время поверил в
предопределение?
4.
На какие мысли наводит
главного героя созерцание ночного неба?
5.
Какой вывод можно сделать
после смерти Вулича? Есть ли предопределение или нет?
5.
К какому окончательному
выводу подводит нас автор, рассказывая об эпизоде пленения пьяного
казака?
Вывод.
Автор своей повестью хотел
сказать, что в жизни людей есть много случайностей, обстоятельств, но
несмотря
ни на что, надо действовать, бороться, проявлять свою волю и
решительность.
«Что
до меня касается, то я
всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает»,
– говорит Печорин.
III.
Композиция
повести «Фаталист».
Если
останется
время, можно составить схему композиции.
А.
А. Мурашова
предлагает такую
схему*:
1.
Эпизод с Вуличем
(судьба есть).
2.
Размышления героя при
созерцании звездного неба (сомнения в существовании предопределения).
3.
Гибель Вулича (рок
существует).
4.
Пленение пьяного казака
(Печорин бросает вызов судьбе и побеждает благодаря точному расчету,
ловкости,
силе).
Вывод.
В любом случае нужно
действовать.
Домашнее
задание.
Образ
Печорина.
Составить план к образу, подобрать цитаты.