Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать
умение анализировать текст, подтверждать
высказывания цитатами из текста; помочь найти и понять главную мысль
стихотворения; развивать навык выразительного чтения.
Оборудование:
портрет
поэта К. Бальмонта.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение стихотворения Д. Кедрина «Приглашение
на дачу» (с. 123).
III.
Подготовка к восприятию.
Учитель
читает строки:
О!
Музы лёгкие, помощницы мои!
Вы
помогаете поэтам в вдохновенье!
Вы
ветерка послушны дуновенью
И превращаете в
поэзию труды!
–
Произведения К. Бальмонта прекрасны,
они полны загадок и чудес.
–
Одно из таких стихотворений мы
сегодня прочитаем на уроке.
IV.
Чтение и анализ стихотворения К. Бальмонта.
1.
Выразительное
чтение учителем (с. 124).
–
Поделитесь своими мыслями и
чувствами.
2.
Лексическая
работа.
Очи
смежа
(значение объясняет консультант Кот Учёный в разделе «Совет
консультантов» на с. 156).
3.
Чтение
стихотворения учащимися про себя.
4.
Беседа
по содержанию.
–
Догадываетесь, в чём состоит «работа»
феи? (Любить весь природный мир, и благодаря этой любви, в
ответ на неё,
растения, видимо, и могут источать свой аромат, быть прекрасными и
разнообразными.)
–
Сумеете показать, что каждое слово,
посвящённое ландышам и травке, – это точная поэтическая
находка? Докажите
словами из текста.
–
Кто же эта фея: вы верите в её
существование? (Фея, видимо, – это сама Природа, это
душа леса.)
5.
Работа
с «Картинной галереей». Зал 5.
–
Рассмотрите внимательно репродукции
картин Михаила Врубеля «Сирень» и
«Жемчужина».
–
Кто эти прекрасные девы – в кустах
сирени и внутри раковины?
Информация
для учителя
Рядом
с кустом сирени (на картине «Сирень»)
– прекрасная дева, которую вряд ли можно считать реально
существующим
человеком: у неё бледное лицо, огромные синие глаза, а всё тело её
закрыто
густыми и длинными чёрными волосами. Найдите у Кентавра Хирона в
разделе «Совет
консультантов» на с. 151 объяснение слову
«нимфы». Нимф, или фей деревьев,
звали дриадами. Дриада
– это душа дерева, которая сохраняет его,
вдохновляет цвести и благоухать, сообщает ему особую красоту.
Прекрасная фея –
это тайна сирени, которую нам словно случайно повезло увидеть.
На
картине «Жемчужина»
изображена внутренняя перламутровая поверхность раковины,
где обычно вырастает жемчужина. Две хрупкие худые девы с огромными
глазами
укутаны в голубой и розовый газ (название шёлковой прозрачной ткани).
Они
молчаливы и задумчивы (как и фея сирени) и, очевидно, воплощают те
творческие
силы, которые порождают жемчужину, ту прозрачность и красоту, которой
отличается маленький белый перламутровый шарик, поблёскивающий всеми
цветами
радуги.
–
Можно ли утверждать, что поэт и
художник сходно воспринимают мир природы? (Конечно, во-первых,
они создают
сходный образ феи как души природного мира, как воплощённой в нём
любви,
красоты. Во-вторых, сам природный мир для обоих: хрупкий, таинственный
и
драгоценный.)
V.
Итог урока.
–
Для чего нужна такая работа со
стихотворением?
Домашнее
задание.
Выразительное
чтение стихотворения
«Трудно фее», с. 124; найти и начинать читать книгу
«Аладдин и волшебная лампа»
(арабская сказка).