twitter ВКонтакте facebook

К. Бальмонт «Трудно фее»

Цели: формировать умение анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста; помочь найти и понять главную мысль стихотворения; развивать навык выразительного чтения.

Оборудование: портрет поэта К. Бальмонта.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Д. Кедрина «Приглашение на дачу» (с. 123).

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки:

       О! Музы лёгкие, помощницы мои!

       Вы помогаете поэтам в вдохновенье!

       Вы ветерка послушны дуновенью

       И превращаете в поэзию труды!

– Произведения К. Бальмонта прекрасны, они полны загадок и чудес.

– Одно из таких стихотворений мы сегодня прочитаем на уроке.

IV. Чтение и анализ стихотворения К. Бальмонта.

1. Выразительное чтение учителем (с. 124).

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.

2. Лексическая работа.

Очи смежа (значение объясняет консультант Кот Учёный в разделе «Совет консультантов» на с. 156).

3. Чтение стихотворения учащимися про себя.

4. Беседа по содержанию.

– Догадываетесь, в чём состоит «работа» феи? (Любить весь природный мир, и благодаря этой любви, в ответ на неё, растения, видимо, и могут источать свой аромат, быть прекрасными и разнообразными.)

– Сумеете показать, что каждое слово, посвящённое ландышам и травке, – это точная поэтическая находка? Докажите словами из текста.

– Кто же эта фея: вы верите в её существование? (Фея, видимо, – это сама Природа, это душа леса.)

5. Работа с «Картинной галереей». Зал 5.

– Рассмотрите внимательно репродукции картин Михаила Врубеля «Сирень» и «Жемчужина».

– Кто эти прекрасные девы – в кустах сирени и внутри раковины?

Информация для учителя

Рядом с кустом сирени (на картине «Сирень») – прекрасная дева, которую вряд ли можно считать реально существующим человеком: у неё бледное лицо, огромные синие глаза, а всё тело её закрыто густыми и длинными чёрными волосами. Найдите у Кентавра Хирона в разделе «Совет консультантов» на с. 151 объяснение слову «нимфы». Нимф, или фей деревьев, звали дриадами. Дриада – это душа дерева, которая сохраняет его, вдохновляет цвести и благоухать, сообщает ему особую красоту. Прекрасная фея – это тайна сирени, которую нам словно случайно повезло увидеть.

На картине «Жемчужина» изображена внутренняя перламутровая поверхность раковины, где обычно вырастает жемчужина. Две хрупкие худые девы с огромными глазами укутаны в голубой и розовый газ (название шёлковой прозрачной ткани). Они молчаливы и задумчивы (как и фея сирени) и, очевидно, воплощают те творческие силы, которые порождают жемчужину, ту прозрачность и красоту, которой отличается маленький белый перламутровый шарик, поблёскивающий всеми цветами радуги.

– Можно ли утверждать, что поэт и художник сходно воспринимают мир природы? (Конечно, во-первых, они создают сходный образ феи как души природного мира, как воплощённой в нём любви, красоты. Во-вторых, сам природный мир для обоих: хрупкий, таинственный и драгоценный.)

V. Итог урока.

– Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения «Трудно фее», с. 124; найти и начинать читать книгу «Аладдин и волшебная лампа» (арабская сказка).