Follow @Pyccstudy |
Цели:
расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем
знакомства с произведениями из сборника «Арабески»;
выделить основные темы,
конфликты повестей «Невский проспект»,
«Шинель»; рассказать учащимся, что
нового внес писатель в изображение Петербурга, как развивается тема
«маленького
человека» в произведениях Гоголя; сформировать представление
о наиболее
характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере
Гоголя.
I.
Вступительное слово учителя.
В
сборник
Н. В. Гоголя «Арабески» (1835)
наряду с критическими статьями по
истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский
проспект»,
«Портрет», «Записки
сумасшедшего». Позже в журнале
«Современник» появился
рассказ «Нос» (1836). Повесть
«Шинель» впервые была опубликована в собрании
сочинений Гоголя в 1842 г.
Все
эти произведения
объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как
«столкновение
мечты с существенностью» (действительностью). События
происходят в Петербурге –
столице Российского государства.
На
этом основании произведения
Гоголя стали называться «Петербургскими повестями».
(Такое название появилось в
критике уже после смерти писателя.)
Гоголь
жил в Петербурге с 1828
г. «Петербург мне показался вовсе не таким,
как я думал»,
– сообщал он матери. Гоголь вынужден
был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов.
«Жить здесь не
по-свински… несравненно дороже, нежели
предполагал», – писал он родным.
Глубоко
отрицательные впечатления, вызванные
жизнью писателя
на берегах Невы,
в значительной мере сказались в «Петербургских
повестях».
II.
Беседа по повести «Невский проспект» (1835).
А.
С. Пушкин:
«Он [Гоголь] издал “Арабески”,
где находится его “Невский
проспект”,
самое полное из его произведений… Гоголь идет…
вперед».
В.
Г. Белинский в
статье «О русской
повести и повестях г. Гоголя» (1835) отметил
художественную глубину
«Невского проспекта», повести,
«отразившей противоречия, контрасты и полярные
противоположности русской жизни».
Вопросы:
1.
Чем привлекает Невский
проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется
положение человека в обществе. (Невский проспект –
это место, где «пахнет
одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки,
талии, дамские рукава,
щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в
очаровательном башмачке, галстук…» [3,
с. 6–8]. Торжествует
«овеществление человека». Бездуховный мир
рассыпался на детали, на вещи.)
2.
Какие контрасты можно
наблюдать «здесь в течение суток»? («Боже,
какие есть прекрасные должности и
службы! Как они возвышают и услаждают душу!»
«О,
не верьте этому Невскому
проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет во
всякое
время, этот Невский проспект…» [3,
с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается
читателю внутренняя
пустота, ничтожество большого города.)
3.
Расскажите о судьбах
художника Пискарева и поручика Пирогова. Какие чувства вызывают эти
герои? (Перед
восторженным мечтателем Пискаревым предстала «вся низкая, вся
презренная жизнь,
– жизнь, исполненная пустоты и
праздности…»)
4.
Чем можно объяснить
противоположность судеб Пискарева и Пирогова? Не представляет ли
повесть
«Невский проспект» соединение двух произведений?
Композиция
повести,
вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных
линий.
Петербург.
В мире такой город
единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет
рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные
обстоятельства
считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.
Гоголь
«вскрывает социальный
контраст сюжетных линий, что и является идейной основой композиционного
единства повести “Невский
проспект”»
[15, с. 609].
III.
Рассказ о замысле «Шинели».
Замысел,
по-видимому, возник в
1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих
воспоминаниях
рассказал об истории, которая стала «зерном»
будущей повести. «Однажды при
Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике,
страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и
неутомимыми,
усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на
покупку
хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз,
как на маленькой
своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив
драгоценное
ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в
каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на
нос, не
увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником,
через
который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны.
Чиновник
возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку.
Только
общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему
новое ружье,
возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту,
…исключая Гоголя, который
выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью
чудной
повести его “Шинель”,
и она заронилась в душу его в тот же самый вечер»*.
IV.
Беседа по повести «Шинель» (1842).
В.
Г. Белинский: «Шинель» –
одно из глубочайших
созданий Гоголя».
Ф.
М. Достоевский:
«Мы все вышли из “Шинели”
Гоголя».
Беседа
по вопросам:
1.
Расскажите о Башмачкине и
его службе в канцелярии. (Гоголь в повести
«Шинель» продолжает тему «маленького
человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой
темы. Башмачкин –
«вечный титулярный советник», готов всю жизнь
переписывать бумаги. В
«переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и
приятный мир».
«Молодые
чиновники подсмеивались
над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные
про него истории…
сыпали на голову ему бумажки…» [15,
с. 122].)
2.
Как реагировал на насмешки и
унижения Башмачкин? («Оставьте меня, зачем вы меня
обижаете?» [15, с.
123].)
3.
С какой целью Гоголь ввел в
повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?
(«Я
брат твой…» Идея братства
людей независимо от их социальной принадлежности – одна из
чистых, светлых
идей.)
4.
Расскажите о мечте
Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного
«маленького человека».
5.
Чтение эпизода ограбления
Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель
– оборачивается
несчастьем, ужасным отчаянием.)
6.
Почему Акакий Акакиевич не
нашел помощи у частного пристава, у «значительного
лица»? (Автор говорит о
равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой.
«Значительное лицо» – ничтожество, но оно
может распоряжаться судьбами людей, а
внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными
отношениями.)
7.
Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?
8.
Кто же такой Акакий
Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек,
достойный
сочувствия и уважения?
Воссоздавая
трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к
нему чувство сострадания.
Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А.
И.
Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни,
способна вызвать
недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего»
Башмачкина [12].
Н.
В. Гоголь, защищая своего
героя, изображает протест в фантастическом
продолжении повести. Справедливость торжествует
в мечтах писателя.
Домашнее
задание.
1.
Чтение «Мертвых душ» (1-я
глава).
2.
По первой главе. Экскурсия
по городу N.
3.
Повторить материал из
биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России
оказали
влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.