twitter ВКонтакте facebook

Поэма «Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «Мертвых душ»

Цели: раскрыть смысл названия поэмы; рассказать об особенностях композиции  I  тома  «Мертвых  душ»,  о  своеобразии  сюжета и роли Чичикова.

Ход урока

I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.

Заглавие поэмы содержит в себе много значений. В учебнике «В мире литературы» под общей редакцией А. Г. Кутузова указаны следующие:

1. Словосочетание «мертвые души» составлено из исключающих друг друга  понятий,  оно  противоречиво.  Его  значение  раскрывается  постепенно.

2. Современник Гоголя М. П. Погодин отмечал: «…мертвых душ» в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые». Гоголь об этом хорошо знал, но употребил по отношению к купленным Чичиковым душам слово «мертвые». Но у Гоголя «Мертвые души» – умершие крестьяне, но которые по ревизским спискам числились как живые. «В этом образе уже видна мертвенность канцелярской формы, бюрократии, которой нет дела до реальных людей» [2, с. 145].

3. «Мертвые души» – это помещики-крепостники, чиновники, которые продают и покупают крестьян, осуществляют документальное оформление купли-продажи. Гоголь демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвение их душ. Перед читателями раскрывается пугающая картина угасания человеческого в человеке.

4. Приобретатель Чичиков занимается куплей-продажей мертвых душ; его авантюра построена на том, что в условиях крепостного права живых людей продают, словно вещи: в России «крестьянин в законе мертв». Еще один трагический смысл заглавия.

5. В словаре В. И. Даля значение слова «мертвый» определяется как «невозрожденный»,  «недуховный»,  «плотский  или  чувственный». «Невозрожденный»    не  значит  не  могущий  возродиться,  но  способный к возрождению. По всей вероятности, этот смысл вкладывал автор в название тоже.

Исследователи творчества Гоголя говорят и о «глубоком духовном смысле названия книги».

А. И. Герцен: «Гоголь чувствовал – и многие чувствовали с ним – позади мертвых душ души живые».

Таким образом, заглавие «Мертвые души» – это особый художественный образ, отражающий «диалектически противоречивую картину русской жизни» [2, с. 147]. Герцен писал: «Самозаглавие книги несло в себе что-то наводящее ужас».

II. Композиция «Мертвых душ».

Все главы поэмы органически объединены сюжетообразующим героем – Чичиковым. Герой-путешественник, делец-приобретатель, ищущий выгодных ему связей, позволяет Гоголю изображать действительность во всех ее гранях: в социальных характерах, бытовых нравах, различных обстоятельствах.

Первая глава – экспозиционная, вводная. Павел Иванович Чичиков налаживает связи в городе N с влиятельными людьми. В обещании навестить Манилова намечается и завязка поэмы – противозаконная афера Чичикова.

Вторая – шестая главы – «портретные» главы. Гоголь посвятил их помещикам. Содержание их построено по плану: общий вид имения, описание хозяйства, господский дом, характеристика помещика, взаимоотношения с Чичиковым, купля-продажа «мертвых душ». «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» (Гоголь).

В общении с помещиками вырисовывается и образ главного героя произведения – ловкого и наглого приобретателя Чичикова.

Седьмая – десятая главы – сатирическое изображение жизни губернского чиновничества.

Одиннадцатая глава – биография Чичикова.

Заключительные строки «Мертвых душ» посвящены родине. Н. В. Гоголь с гордостью говорит о России, верит в ее будущее. У Гоголя Россия будущего – прекрасная и могучая, живая, стремительно несущаяся в неведомую «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».

В поэме «Мертвые души» большое количество лирических отступлений, вставных эпизодов, сцен, рассуждений автора. Все это помогает всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России.

III. Обмен впечатлениями о прочитанных дома главах поэмы.

Домашнее задание.

1. Прочитать 4–6-ю главы поэмы «Мертвые души».

2. Подготовить чтение в лицах диалогов.

3. Характеристика помещиков. (Общий вид имения; внешность, черты характера, интересы помещика, его отношение к хозяйству; господский дом, отношение к Чичикову и его предложению; авторская характеристика персонажей.)

Задание распределено по группам учащихся.