Follow @Pyccstudy |
Цели:
вызвать
интерес к жизни и творчеству драматурга; познакомить с основными
этапами
творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды
драматурга на
протяжении его творческого пути; рассказать об общественной
деятельности
Островского и его роли в создании русского национального театра;
определить
место Островского в литературной и идейной борьбе XIX века.
Наглядные
пособия:
портрет А. Н.
Островского, иллюстрации постановок пьес Островского в Малом театре,
фотографии
актеров, игравших в пьесах Островского.
Ход
урока
Эпиграф
к уроку:
Зачем лгут,
что Островский
«устарел»? Для кого? Для огромного множества
Островский еще вполне нов, – мало
того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и
усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого
напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и
вновь пустишься в
дорогу.
А. Р. Кугель
I.
Вступительное слово учителя.
Жизнь
и творчество А. Н. Островского
Александр
Николаевич Островский
(1823–1886)
– талантливый
русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он
написал
более 50 пьес.
Но
читатель открывает в нем и
острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и
лирика.
Островский
родился в 1823 г. и
провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где
жили купцы и
ремесленники.
Его
отец – Николай Федорович
Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь
Ивановна Саввина,
дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными
качествами.
После
ранней смерти матери о
воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
В
1840 году Островский успешно
окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и
продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но
будущего драматурга
интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра,
много
читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил
университет и решил заняться литературой.
С
1843 года по настоянию отца
Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где
рассматривались уголовные и гражданские дела.
С
1845 года Островский на
службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила
жизненный опыт
будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных
слоев
населения.
II.
Объяснение нового материала.
Лекция
учителя
(краткое изложение).
1.
Этапы творческого пути А. Н. Островского
1847–1851
гг. – начало
литературной деятельности, формирование литературных и эстетических
взглядов
Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка
«Записки
замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание
быта и типов Замоскворечья.
В
автобиографических заметках
А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей
жизни: 14 февраля
1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем
и уж без сомнений
и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день
Островским были
прочитаны первые наброски комедии «Банкрот»,
названной впоследствии «Свои люди
– сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году.
Характерные купеческие типы,
быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих
лиц.
Пьеса имела успех.
Выступления
учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди
– сочтемся!».
Отзыв
В. Ф.
Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии:
«Недоросль», «Горе
от ума», «Ревизор».
На «Банкроте» я
поставил нумер
четвертый».
1852–1854
гг. – москвитянинский
период в творчестве Островского. Это время активного участия драматурга
в
журнале «Москвитянин». Создание пьес «Не
в свои сани не садись», «Бедность не
порок», «Не так живи, как хочется».
Драматург иначе подходит к изображению
типов русского купечества: любуется патриархальными отношениями,
сложившимися в
купеческих семьях между хозяевами и их слугами и работниками.
1855–1860
гг. – предреформенный
период, когда Островский сближается
с редакцией «Современника» и
печатает свои произведения в журналах
«Современник» и
«Отечественные записки»: «Не сошлись
характерами!», «Доходное место» и другие.
Лучшее произведение этого периода –
«Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев
охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее
произведение русского
могучего… таланта».
1861–1886
гг. – пореформенный
период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет
сатирические
пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные
деньги»,
«Бесприданница», «Таланты и
поклонники», «Без вины виноватые»,
«Лес», «Волки и
овцы», сказку «Снегурочка». Перед
читателем проходят представители
разорившегося барства («Бешеные деньги»):
Чебоксаров, Кучумов, Телятев,
Глумов... Их объединяет то, что живут они на «бешеные
деньги», которые попадают
к ним случайно и, естественно, долго не задерживаются.
Моральное
разложение коснулось
и помещиц преклонного возраста Гурмыжской («Лес») и
Мурзавецкой («Волки и
овцы»). Гурмыжская занята, несмотря на возраст, любовными
приключениями.
Мурзавецкая не прочь пойти на обман, лишь бы поддержать свое
благосостояние.
Островский
пишет и о дельцах,
пришедших на смену помещикам-самодурам. Кнуров и Вожеватов
(«Бесприданница»),
Великатов («Таланты и поклонники»), Беркутов
(«Волки и овцы») – энергичные,
образованные, смелые и изворотливые «рыцари наживы».
2.
А. Н. Островский в 70–80-е годы
Александр
Николаевич не был
революционером-демократом, в своих пьесах непосредственно не затрагивал
вопросы
политики. Но путь его и взгляды были достаточно противоречивы. В
комедии «Свои
люди – сочтемся!» он безжалостно осудил купцов. В
«славянофильских» пьесах он
нарисовал запоминающиеся фигуры
купцов, крутых нравом,
но совестливых.
Проходит
немного времени,
появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в
которой впервые в литературе
произнесено слово «самодур». Со страниц последующих
пьес звучит голос драматурга
в защиту свободы человека.
Жизнь
драматурга на склоне лет
не была счастливой и обеспеченной. Однажды он написал актеру Ф.
Бурдину:
«Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное
поприще. Причины
вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России
живут моим
репертуаром! Я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от
какого-нибудь
переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и
независимость
вместо хлопот и унижения».
Безвыходность
положения
вынуждала драматурга отдавать пьесы в театр почти бесплатно.
Тяжелое
положение русского
театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся
общественной деятельностью.
1865
г. – инициатор создания
«Артистического кружка».
1874
г. – организатор «Общества
русских драматических писателей и композиторов».
1881
г. – составитель записки
правительству о создании русского национального театра.
1886
г. – заведующий
репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
Но
здоровье Островского подорвано.
Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии.
Умер
Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом
шекспировской
пьесы «Антоний и Клеопатра».
Высокую оценку
драматургической
деятельности Островского дал И. А. Гончаров:
«Вы один достроили
здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин,
Грибоедов,
Гоголь. Но после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:
«У нас есть свой
русский национальный театр». Он по справедливости должен
называться: «Театр
Островского».
Домашнее
задание.
1.
Прочитать пьесу «Гроза».
Назвать действующих лиц, выяснить, что означают их имена и фамилии.
2.
Ответить на вопросы:
Соответствуют ли данные имена и
фамилии героям, их поступкам и манерам? Какую роль играет в I действии
пейзаж?
3.
Индивидуальное задание:
подготовить сообщение «Основа сюжета
пьесы «Гроза» (по учебнику).
4.
Распределить роли,
подготовиться к чтению по ролям.