twitter ВКонтакте facebook

Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

Цели: расширять знания детей о волшебной сказке, об особенностях её сюжета; развивать технику чтения, умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; воспитывать интерес к произведениям зарубежной детской литературы.

Оборудование: книга «Аладдин и волшебная лампа».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворения К. Бальмонта «Трудно фее».

III. Подготовка к восприятию.

– Конечно, каждый из вас хорошо относится к чудесам мира природы, но ваша душа (это видно!) просит ещё и волшебных, сказочных чудес.

         В мире много сказок:

         Грустных и смешных,

         И прожить на свете

         Нам нельзя без них.

         Лампа Аладдина,

         В сказку нас веди,

         Башмачок хрустальный,

         Помоги в пути!

         …Пусть герои сказок

         Дарят нам тепло,

         Пусть добро навеки

         Побеждает зло.

– Что ж, читайте про волшебные, сказочные чудеса на здоровье!

– Откройте учебники на с. 125. Перед нами арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа».

– Может быть кому-то из вас уже знакомо это произведение? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

IV. Чтение и анализ произведения (с. 125–134).

1. Чтение сказки вслух учащимися по цепочке.

– Раскрыть тайны слов в тексте сказки нам поможет Кот Учёный (с. 156) в разделе «Совет консультантов».

Лексическая работа проводится по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию.

1) По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки? (1) Аладдин не хотел ничему учиться; 2) он остался сиротой, без отца; 3) именно его выбрал для каких-то своих целей чужеземец, явно волшебник, во всяком случае, человек из чужого мира, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком.)

2) Верите ли вы, что магрибинец – настоящий дядя Аладдина? (Вряд ли это так. У магрибинца явно есть какая-то тайная цель.)

3) Встречался ли вам в других волшебных сказках предмет, похожий на волшебный мешок? (Волшебный мешок напоминает скатерть-самобранку из русских народных сказок.)

4) Случайно ли чудо с мешком происходит под деревом? (Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира.)

5) То, что магрибинец ведёт Аладдина к горе, настраивает каждого из вас на очередное чудо? Почему?

6) Знаете ли вы другую сказку с похожим сюжетом? (Сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво».)

7) Присмотритесь внимательно к персонажам, которые охраняют сокровищницу: вам уже встречались подобные? (В «Подвигах Геракла»: Геракл борется и со львом, и со змеями.)

8) Какие черты героя обнаруживает Аладдин в подземелье? (Аладдин, несмотря на юный возраст – ему всего 15 лет, способен выполнить трудное задание: ему очень страшно, но он открывает дверь за дверью, встречаясь по пути со страшными чудовищами. Он способен выдержать те испытания, которые превращают его в настоящего героя.)

V. Итог урока.

– Что было для каждого из вас интересным сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Продолжить чтение сказки, с. 135–139; ответить на вопросы с. 140 учебника (устно); краткий пересказ прочитанного отрывка сказки «Аладдин и волшебная лампа».