Follow @Pyccstudy |
Цели:
рассказать
учащимся о творческой истории пьесы «Гроза»;
рассмотреть различные оценки
«Грозы» и выразить свое отношение к прочитанной
пьесе; выяснить, в
чем суть
основного конфликта; познакомиться с
действующими лицами,
определить значение их имен и фамилий.
Ход
урока
Эпиграф
к уроку:
«Гроза»
есть, без сомнения, самое решительное
произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая
часть
читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит
впечатление менее
тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского… В
«Грозе» есть даже что-то
освежающее и ободряющее.
Н. Добролюбов
I.
Вступительное слово учителя.
Творческая
история «Грозы»
В
1856 и 1857 годах А. Н.
Островский участвовал в известной «Литературной
экспедиции», организованной морским
министерством. Сохранились дневниковые записи Островского под названием
«Путешествие по Волге от истоков до Нижнего
Новгорода». Поездка по Волге,
пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о
русской
действительности.
Один
из участников экспедиции
С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу,
указала ему новые
темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые
составляют честь
и гордость отечественной литературы».
Известный
литератор и театрал
XIX в. С. А. Юрьев продолжил: «“Грозу”
не Островский написал… “Грозу”
Волга написала».
Таким
образом, именно
путешествие по Волге положило начало работе Островского над
«Грозой». Пьеса
была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г.
Впервые увидела
свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера
«грозы»
в Малом театре, а 2 декабря 1859
года – в Александринском театре.
Сохранились
воспоминания
актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. В.
Рыкаловой:
«Александр Николаевич Островский был большой друг нашего
театра… вскоре собрал
нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение.
Общее
восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого
писателя,
предрекая заранее успех
пьесе и крепко
пожимая счастливому автору руку».
«Гроза»
была напечатана в
первом номере журнала «Библиотека для чтения», а
вскоре вышла отдельным
изданием в 1860 году.
Пьеса
стала крупнейшим
литературно-общественным событием русской жизни. Через год после
появления
Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой
Уваровской премии, в то время
это была высшая награда за драматическое произведение.
Критики
по-разному оценивали
«Грозу» и ее главную героиню. Высшую оценку пьесе
дал Н. А. Добролюбов в
статьях «Луч света в темном царстве»
(1860) и «Темное
царство» (1859). Единодушны
с ним были И. А. Гончаров, П. П.
Плетнев, А. Д.
Галахов.
Оценка
«Грозы» Л. Толстым (из
письма А. Фету): «“Гроза”
Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был
согласен А. Фет.
Выдающийся
мыслитель и
прогрессивный критик Д. И. Писарев написал статьи «Мотивы
русской драмы» (1864)
и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А.
Добролюбову. Признавая
некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал
«Грозе» и ее героине
Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева,
не «луч
света в темном царстве», а «вечное дитя»,
«несчастная жертва».
Великий
артист М. С. Щепкин с
горечью и обидой отозвался о произведении Островского. 31 октября 1859
г. он
ушел за кулисы во время репетиции «Грозы» в
Московском Малом театре.
II.
Рассказ подготовленного ученика о сюжете «Грозы».
Долгое
время считалось, что в
основе сюжета «Грозы» – нашумевшее
«клыковское дело». В 1859 г. в Костроме
девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее
нашли в
Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что веселая и добрая
Александра
Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая
свекровь
всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую
жену. Но
тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова
полюбила.
Далее выяснилось,
что «Гроза» была
написана раньше, чем
происходили реальные события в семье Клыковых. Но
совпадения
потрясающие!
Драму
«Гроза» Островский написал почти полтора века
назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор
волнует и
зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург воссоздал в
произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в
сегодняшней
жизни характеры. Другая причина – автор не просто создал
запоминающиеся картины
нравов, но и обратился к «вечным проблемам»
– проблемам нравственности,
человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением
сердца
и долга.
III.
Объяснение нового материала.
Лекция
учителя (краткое
изложение).
Основной
конфликт и система художественных образов
В
драме «Гроза» автор поставил
перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании
«темного
царства». Он показал, как «зреет протест против
вековых традиций и как
старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований
жизни» (А. А.
Зерчанинов).
Суть
основного конфликта
такова. По словам Ю. В. Лебедева, это конфликт между
«темным царством» и
новым человеком, живущим по законам совести.
В
драме выступают две группы
жителей провинциального города Калинова. Одна из них олицетворяет власть
«темного царства». Это Кабанова Марфа
Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич –
грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.
К
другой группе относятся
«жертвы» «темного царства». Это
Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш,
Тихон, униженные и угнетенные, но все-таки способные на протесты и
по-разному
его выражающие.
IV.
Беседа с учащимися по вопросам:
1.
Назовите действующих лиц
«Грозы». Что означают их имена и фамилии?
(Толкование имен – см. [28]*.)
Екатерина
– разговорное Катерина, от греческого katharios –
чистая, благопристойная.
Варвара
–
от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.
Марфа
–
от арамейского marta
– госпожа.
Борис
–
сокращение имени Борислав, от бор –
борьба, слав
– слава.
Савёл
– от
Савелий, древнееврейское имя
Саул – испрошённый
(у бога).
Тихон
– от греческого tychon – удачный, спокойный.
2.
Расскажите о
героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).
3.
Почему «Гроза» открывается песней Кулигина?
4.
Какую роль в
пьесе играет пейзаж?
V.
Чтение по ролям
I действия (если
останется
время).
Домашнее
задание.
1.
Сочинение-миниатюра «Значение пейзажа в пьесе
«Гроза».
2.
Рассказ о городе Калинове и
его обитателях.
3.
Чтение по ролям. Заранее
распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.