Follow @Pyccstudy |
Цели:
углубить
представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в
сжатой
форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица
действующих
лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим
произведением.
Ход
урока
I.
Проверка домашнего задания.
Беседа
с
учащимися по вопросам:
1.
В чем суть
основного конфликта в пьесе «Гроза»?
2.
Действие происходит в
уездном городе Калинове. Каким вы его представляете?
3.
Прочитайте сочинения
«Роль пейзажа в
пьесе Островского
“Гроза”».
4.
Кто из героев пьесы
по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира?
5.
Расскажите о жителях
Калинова.
6.
Почему с семьей Кабановых
автор знакомит нас только в 5-м явлении I действия?
Действие
происходит
в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги.
«Вид
необыкновенный! Красота! Душа радуется!.. пятьдесят лет я каждый день
гляжу за
Волгу и все наглядеться не могу», – с восторгом
говорит Кулигин, заставляя и
нас восхищаться необыкновенным пейзажем.
В центре
Калинова – базарная
площадь с торговыми
рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется,
что все мирно и
спокойно в городе. Но
это не так.
За высокими
заборами в купеческих
домах «кипит другая жизнь», уродливая и
отталкивающая. «Жестокие нравы, сударь,
в нашем городе, жестокие!» – говорит Кулигин.
Беззаконие и безобразие творятся
в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они
издеваются
над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они
невежественны, сведения
о жизни получают
от малограмотных
странниц.
Кулигин:
«И не от воров они
запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом
да семью
тиранят! И что слез льется за этими запорами, невидимых и
неслышимых!»
Создается
впечатление, что
обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и
тиранят,
другие – терпят.
А.
Н. Островский тщательно «живописует» весь уклад
замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. В то же
время
драматург выступает и как лирик: изображая волжский пейзаж, дает
почувствовать
красоту и притягательность мира природы, естественности и изначальной
свободы.
Выбрав
местом действия
общественный сад города Калинова, Островский сделал естественным
появление всех
действующих лиц пьесы. Семейство Кабановых появилось тогда, когда уже
все стало
известно и о городе, и о его жителях.
II.
Чтение по ролям I действия (5–9-е явления).
III.
Беседа с учащимися по
вопросам:
1.
Расскажите о
семье Кабановых.
2.
Докажите, что Марфа
Игнатьевна – глава семьи.
3.
Как вы
понимаете слово «порядок»,
что значит оно
в устах Кабанихи?
4.
Каким открывается нам
внутренний мир Катерины?
5.
Почему Кабаниха ненавидит Катерину?
6.
В чем различие жизни
Катерины в доме родителей и в семье мужа?
7.
Каковы взаимоотношения
Катерины с другими членами семьи Кабановых?
8.
В чем различие взглядов на
жизнь Катерины и Варвары?
IV.
Пересказ содержания 2–5-го действий (или отдельных
фрагментов) от лица одного
из главных героев: Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары.
(Ученик сам выбирает, от чьего лица будет рассказывать о
событиях в Калинове.)
Домашнее
задание (по
группам):
1-я группа:
Написать сочинение – продолжение
пьесы «Гроза»: Что стало с жителями Калинова после
самоубийства Катерины?
2-я группа:
Выписать цитаты, характеризующие Дикого и Кабаниху.
3-я группа:
Ответить на вопросы:
1)
Что подразумевал
Добролюбов под «темным царством»?
2)
Что значит «самодур»?
3)
Что является причиной
необузданного произвола Дикого?
4)
Как относится Кабаниха к
Катерине, Тихону, Варваре?
5)
Расскажите об отношении
Кабанихи к «новым порядкам».