Follow @Pyccstudy |
Цели: помочь осмыслить
созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль, утверждающую
право
сильного, право тиранить и «топтать» тех, кто
слабее и беспомощнее, кто думает
и живет по-другому; показать неизбежность крушения «темного
царства»; отметить
характерные черты представителей молодого поколения в пьесе Островского.
Ход
уроков
Эпиграф
к урокам:
Ничего
святого, ничего чистого, ничего правого в этом
темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное,
неправое,
прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может
быть их там, где
повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое
достоинство,
свобода личности, вера в любовь и счастье.
Н. Добролюбов
I.
Вступительное слово учителя.
Быт
и нравы «темного царства»
Критик
Н. А. Добролюбов назвал
мир, изображенный драматургом, «темным царством».
Дикой
и Кабаниха – типичные
представители «темного царства». Это люди-хищники.
Беседа
с учащимися
по вопросам:
1.
Что подразумевал
Добролюбов под «темным царством»? Каковы его
основные черты?
2.
Что значит слово «самодур»?
3.
Как Дикой понимает выражение
«выйти в люди»?
4.
Что является причиной
необузданного произвола Дикого?
5.
Как он относится к Кабанихе,
Борису, Кулигину?
6.
Марфа Игнатьевна
Кабанова. Каково ее
отношение к «новым
порядкам»?
7.
Как относится она к
Катерине, Тихону, Варваре?
8.
Уверены ли самодуры в
безграничности своей власти?
9.
В чем сходство и различие
характеров Дикого и Кабанихи?
10.
Охарактеризуйте речь,
манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.
Дикой
Савёл Прокофьич – «пронзительный
мужик»,
«ругатель», «самодур», что
значит дикий, крутой сердцем, властный человек.
Власть
денег – основа
самодурства. Цель жизни Дикого – обогащение, а способы
обогащения всякие:
обсчет работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.
Грубость,
невежество, брань,
ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это
и
оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого:
«Как с цепи
сорвался!» Страсть к ругательству еще сильнее, если у него
просят денег.
Кабанова
Марфа Игнатьевна – воплощение деспотизма,
прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих
оделяет, а домашних
заела совсем».
Постоянно
и изощренно точит она
своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к
своим
детям, к снохе Катерине. Чувства
вытравлены бездушием, произволом
и притворством. Кабаниха –
«блюстительница»
и
защитница обычаев и
порядков патриархальной
старины.
Н.
А. Добролюбов пишет:
«Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то
недовольство и
страх, сами того не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему
все
хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит по-прежнему
в страхе своих
детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как
ржа
железо, считает себя вполне непогрешимой… А все как-то
неспокойно, нехорошо им.
Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими
началами» (Из
статьи «Луч света в темном царстве».)
Жестокость
Кабанихи и
самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания:
чем
острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее
отстаивают
они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть
какие-нибудь подозрения. Главным «орудием»
подчинения, подавления оказывается
страх. Как норма жизни – страх, возведенный в закон. Закон в
«темном царстве» и
страх нераздельны, надо бояться, на этом держится
порядок.
II.
Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
Тихон, Борис,
Варвара, Кулигин, Кудряш –
«жертвы» «темного царства».
Тихон
– добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и
приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всем
покорный
матери, Тихон все же открыто обвинил ее (!) в гибели жены. Вот его
слова после
смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался
жить…» Страшно, если
живые завидуют мертвым.
Борис
–
мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь
ей не в
силах; нерешительный, неспособный бороться за свое счастье, Борис
выбирает путь
смирения.
Кулигин
– талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает
нижегородского изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами
он не
вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего
блага.
Образ самоучки Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею
неминуемой
гибели «темного царства».
Варвара
понимает бессмысленность протеста, она живет по
принципу: «Делай, что хочешь,
только бы шито да крыто
было». для
Варвары ложь – норма жизни. Она убежала из дому, но не
покорилась.
Кудряш
– отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на
искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится.
«Я
грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен.
Ну,
значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».
III.
Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза»
(«Что стало с жителями Калинова
после самоубийства Катерины?»)
Домашнее
задание (по
группам):
1-я группа:
Рассказ о Катерине.
(Чем
она отличается от других
героев пьесы? Круг ее увлечений в девичестве. Взаимоотношения с
Тихоном,
Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких
условиях?
Смерть героини – поражение или победа?)
2-я группа: Оценка
образа Катерины Добролюбовым и Писаревым.
3-я группа: Смысл
заглавия. Как вы его понимаете?