Follow @Pyccstudy |
Цели:
углубить
представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть
силу и
слабость характера Катерины; развивать умение анализировать
образы-персонажи;
совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом
драматического
произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.
Ход
урока
I.
Беседа с учащимися по
вопросам:
1.
Чем Катерина
отличается от других героев драмы «Гроза»?
2.
Расскажите о ее интересах и
увлечениях в девичестве.
3.
В чем различие между жизнью
Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?
4.
Могла ли
Катерина найти свое
счастье в семье?
При каких условиях?
5.
С чем
борется героиня: с
чувством долга или
с «темным царством»?
6.
В чем трагизм ее положения?
7.
Финал драмы.
Докажите, что развитие
действия неизбежно ведет к нему.
8.
Могла ли Катерина найти иной
выход, кроме самоубийства?
9.
Смерть героини – поражение
или победа?
Н.
Добролюбов пишет
о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня
Островского, в отличие от
окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая.
Катерина везде ищет
красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в
душе, для
нее важнее событий внешнего мира.
Но
нельзя не заметить
решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую
героиню
«переделать» или подчинить кому бы
то ни было.
И вот такая
женщина попадает в
обстановку произвола
и лицемерия. Катерина пытается
противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного
достоинства. В этом – начало ее гибели.
Трагедия Катерины
обусловлена тем, что
она не любит
мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее
любви, но и
уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные
наставления
матери.
Но
в душе Катерины уже возникло чувство к Борису.
Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому
что
чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение
нравственного долга. Душевная драма разгорается.
Катерина
не может жить
обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен
ее
поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть
она воспринимает как
избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это
сила, даже протест,
очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.
Кто
же виновники ее гибели? Их
предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и
нерешительный
Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и
обстоятельствами.
«Смерть
Катерины произвела
существенные последствия в калиновском сознании и поступках
обывателей», –
пишет А. Анастасьев [1. С. 76].
II.
Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном
царстве».
Статья,
посвященная
анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за
постановкой драмы в Московском
Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного
содержания, а
также художественных особенностей пьесы «Гроза».
Охарактеризовал всех
действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине
– Катерине.)
Вопросы:
1.
«Луч света в
темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав
такое название своей статье?
2.
Прочитайте наиболее яркие,
на ваш взгляд, положения статьи.
3.
«Конец этот кажется нам
отрадным», – говорит Добролюбов о судьбе Катерины.
Справедлива ли эта мысль?
4.
Какова суть спора Д. И.
Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и
главной героини? Чья точка
зрения представляется вам более глубокой?
(Д.
И. Писарев.
Статьи «Мотивы русской драмы» и
«Посмотрим!».
«Воспитание
и жизнь не могли
дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
Катерина, как все
обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом
свете… Она разрубает
затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является
совершенно неожиданно для нее самой».)
«Лучом
света в темном царстве»
назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом
конце «дан
страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы
на миг осветило
«беспробудный мрак «темного царства».
«В
Катерине видим мы протест
против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до
конца,
провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую
бросилась
бедная женщина».
III.
Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».
Беседа
с учащимися
по вопросам:
1.
Что означает
слово «гроза» в произведении Островского?
2.
Какой смысл вкладывает в
него каждый из героев?
Гроза…
Особенность этого образа в том, что, символически
выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует
в
действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во
многом)
поступки героини.
Гроза
над Калиновым разразилась
в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.
В
IV действии мотив грозы уже
не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не
собралась?..»; «Гроза-то нам
в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»;
«Гроза убьет! Не гроза это,
а благодать…»; «Уж ты помяни
мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)
Гроза
– это
стихийная сила природы,
страшная и до
конца не изученная.
Гроза
– это «грозовое состояние
общества», гроза в душах обитателей города Калинова.
Гроза
– это угроза
уходящему, но еще
сильному миру кабановых и диких.
Гроза
– это благая весть о
новых силах, призванных освободить общество от деспотии.
3.
Как же относятся
герои пьесы к грозе?
Для
Кулигина гроза – божья
благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара,
для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для
Катерины – возмездие за
грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался
калиновский мир, – это тоже гроза.
Гроза
в пьесе Островского, как
и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот
почему
поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и
ободряющее чувство», о
котором говорил критик Н. А. Добролюбов.
Домашнее
задание.
1.
Чтение драмы
«Бесприданница».
2.
Ответить на вопросы:
1)
В чем суть
основного конфликта драмы?
2)
Каковы основные черты
характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.