Follow @Pyccstudy |
Цели:
дать общее
представление о драме, вызвать к ней интерес; помочь учащимся
определить суть
основного конфликта пьесы; отметить характерные черты главной героини;
определить, в чем сходство и различие Ларисы Огудаловой с Катериной
Кабановой.
Ход
урока
I.
Вступительное слово учителя.
Драма
«Бесприданница»
Лучшей
психологической драмой
Островского, по праву, считается «Бесприданница».
«Этой пьесой начинается «новый
сорт моих произведений», – пишет
драматург, сознавая необычность своей
пьесы.
«Бесприданница»
была
опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в
1879 году. «Бесприданница» –
драма буржуазной эпохи. Герои – дельцы новой формации. Но в
центре произведения
Островского – судьба женщины.
II.
Беседа с учащимися
по вопросам:
1.
Когда и где происходит
действие в «Бесприданнице»?
2.
Сопоставьте жизнь
города Калинова («Гроза»)
и города Бряхимова
(«Бесприданница»). Что изменилось в жизни
приволжских городов за два
десятилетия и что осталось неизменным?
3.
Какие
нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть
основного
конфликта?
4.
«Значительные лица»
города Бряхимова. Какова
их жизненная
позиция?
5.
Что означает имя Лариса?
Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой?
6.
Что общего и чем отличаются
героини Катерина Кабанова и Лариса Огудалова?
7.
Финал драмы.
Почему Лариса не
нашла в себе
сил броситься
в Волгу?
8.
Как вы понимаете смысл
заглавия драмы – «Бесприданница»?
События
в драме
«Бесприданница» разворачиваются на живописных
берегах красавицы Волги, в
провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки
пароходов,
грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове
«теперь чистая публика».
Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху.
Это
достаточно образованные и культурные предприниматели,
читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за
границей,
общающиеся с равными себе.
Но
за внешним лоском и
образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и
расчетливость. Отношения между людьми
всецело начинают определять
чековые книжки и
тугие кошельки.
А.
Н. Островский своей героиней
делает женщину – «единственную живую
душу» в мире «хищных, цепких и умных
дельцов».
Лариса
Огудалова
резко отличается от окружающих своим богатым душевным
миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она
талантлива,
любит музыку и пение. (Имя Лариса в переводе с греческого языка
означает – чайка.
Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)
Конфликт
пьесы
– столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы
Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и
покупается. В основе драмы – социальная тема: Лариса
– бесприданница, этим и
определяется ее трагическая судьба.
Таким
образом, основная
идея драмы состоит в том, что в обществе, где
торжествуют
дельцы-хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить,
«проявить себя»
честные и порядочные люди; их достоинство растоптано, гордость
уязвлена. «Быть
сознающей себя личностью и не иметь
возможности проявить
ее –
таково то
трагическое положение,
в котором
оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» (Л.
Тропкина)
[19. С. 24].
Четверо героев
– мужчины (Кнуров,
Паратов, Вожеватов, Карандышев) –
претендуют на
внимание и общество
Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят
и ею восхищаются,
но Человека в ней не видят. Для бряхимовских
богачей она – развлечение,
удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство.
«Они не
смотрят на вас, как на женщину, как на человека… Они смотрят
на вас, как на
вещь», – бросает оскорбительные (но верные) слова
Ларисе Карандышев. Лариса:
«Вещь!.. Да, вещь… Они правы, я вещь, а не
человек!» Это слова измученной
женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.
Лариса
Дмитриевна в последнем
монологе произносит: «Никогда, никто не
постарался заглянуть ко мне в
душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного
слова.
А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не
нашла… ее нет на
свете… нечего и искать».
Смерть
для героини оказывается желаннее. Выстрел
Карандышева она принимает с радостью. («Милый мой, какое
благодеяние вы для
меня сделали!»)
III.
Обсуждение тем сочинений
по творчеству А. Н.
Островского
(если останется время).
Примерные
темы:
1.
Быт и нравы
русской провинции. (По пьесам А. Н. Островского
«Гроза» и «Бесприданница».)
2.
Люди-хищники и их жертвы.
(По пьесе «Гроза».)
3.
Почему страдала в семье
Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?
4.
Сила и слабость характера
Катерины.
5.
Дикой и
Кабаниха – исключение
в русском купечестве
или они
типичны?
6.
Может ли Варвара в будущем
повторить свою мать?
7.
Каким Катерина представляла
Бориса и каким он оказался?
8.
Образ Кулигина и его
значение для понимания идейного смысла «Грозы».
9.
Смысл заглавия пьесы «Гроза»
(«Бесприданница»).
10.
«Луч света в темном
царстве» – что имел в виду Н. Добролюбов, дав такое
название своей статье?
Домашнее
задание.
1.
Сочинение по
творчеству А. Н. Островского на одну из тем. (срок
исполнения – одна неделя.)
2.
Биография И. А. Гончарова
(по учебнику).
3.
Индивидуальные сообщения:
1)
Краткий пересказ
романа Гончарова «Обыкновенная история»,
характеристика главного героя
Александра Адуева.
2)
Сочинение-миниатюра (3–4
человека) по
роману «Обломов».
«Каким я
представляю себе Обломова?» или «Портрет
Обломова», «День Обломова».