Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с судьбой писателя; дать общее представление о его романах, в
которых
писатель исследует один и тот же конфликт – конфликт между
старой и новой
Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.
Наглядные
пособия:
портреты
писателя, выставка различных изданий книг Гончарова.
Ход
урока
Эпиграф
к
уроку:
…То,
что не выросло и не созрело во мне самом, что я не
видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу!
…Я
писал только то, что переживал, что мыслил,
чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом,
писал и свою жизнь и
то, что к ней пристало.
И. А.
Гончаров
I.
Вступительное
слово учителя.
Жизнь
и творчество И. А.
Гончарова
Иван
Александрович Гончаров
(1812–1891)
– талантливый
русский писатель и критик, творческая деятельность которого
продолжалась
несколько десятилетий. Гончаров – автор трех романов:
«Обыкновенная история»,
«Обломов», «Обрыв». Сам
писатель указывал, что видит «не три романа, а
один…
Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей
– перехода от
одной эпохи русской жизни… к другой». В этом
смысле произведения Гончарова
можно назвать трилогией.
Лучшим
романом критики считают
роман «Обломов».
«Если
бы Гончаров написал лишь
одного «Обломова», то и этого было бы достаточно,
чтобы признать за ним
непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду
русских
писателей», – отметил А. Ф. Кони.
Одновременно с
Гончаровым жили
и писали Н. Гоголь,
И. Тургенев, Н. Некрасов,
Н. Чернышевский, Н.
Добролюбов, В. Белинский,
А. Островский, Л. Толстой, А. Чехов. Какие имена в русской литературе!
И.
Гончаров, свободно владея
английским, немецким и французским языками, хорошо знал произведения
зарубежных
писателей: Бальзака, Диккенса, Флобера.
Но
лучшим среди всех Гончаров
считал А. С. Пушкина. В сентябре 1832 года Пушкин посетил Московский
университет, и Гончаров воочию увидел любимого поэта. Впоследствии он
вспоминал:
«…для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в
то время был в чаду обаяния
от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня
в дрожь
восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий.
Его
гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзией, обязаны
непосредственным
влиянием на наше эстетическое образование». На всю жизнь
Гончаров сохранил
восторженное отношение к великому поэту.
II.
Рассказы
учащихся о жизни и творчестве И. А. Гончарова.
Хронологический
план:
1812
г. – дата рождения
писателя. Родился в г. Симбирске в купеческой семье.
1821
г. – смерть отца. Заботу о
детях взял на себя Н. Н. Трегубов, бывший морской офицер, поселившийся
в доме
Гончаровых. Мать Авдотья Матвеевна вела торговые дела семьи.
1822–1830
гг. – учеба Гончарова
в Московском коммерческом училище. Восьмилетняя учеба оставила у юного
Гончарова неблагоприятное впечатление.
1831–1834
гг. – студент
Московского университета словесного отделения. Его интересовали вопросы
истории
литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самое яркое
впечатление –
посещение университета Пушкиным. «Как велико было наше
наслаждение – видеть и
слышать нашего кумира», – писал Гончаров.
1835
г. – начало службы в
Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов.
1844–1847
гг. – работа над
романом «Обыкновенная история». Отзыв В. Г.
Белинского: «Повесть Гончарова
произвела в Питере фурор – успех неслыханный!»
(Главный
герой Александр Адуев
– романтик и мечтатель. В деловом Петербурге под
влиянием расчетливого
дяди Петра Адуева разрушаются романтические иллюзии Александра. Он
становится
преуспевающим дельцом. По словам Белинского, «Обыкновенная
история» – страшный
удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму.)
1852–1854
гг. – кругосветное
путешествие на фрегате «Паллада» под начальством
вице-адмирала Е. В. Путятина.
(Гончаров во время путешествия вел записи, характеризуя в них все
увиденное в
Европе, Африке, Азии. Результат – двухтомная книга
«Фрегат «Паллада».)
1856–1860
гг. – работа в
должности цензора.
1859
г. – появление в печати
романа «Обломов». Успех выдающийся!
1869
г. – выход в свет романа
«Обрыв», над которым Гончаров трудился около
двадцати лет.
(Гончаров:
«Этот роман была моя
жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину,
Волгу,
родные места, всю, можно сказать, родную и близкую мне
жизнь». Первоначальное
название романа «Художник». Произведение не имело
шумного успеха.)
1870–1891
гг. – замкнутая жизнь
Гончарова в Петербурге. Появление в печати небольших статей и очерков:
«В
университете», «На родине»,
«Лучше поздно, чем никогда», «Слуги
старого
времени». Лучшая критическая статья о комедии Грибоедова
«Горе от ума» –
«Мильон терзаний» (1872).
Умер
И. А. Гончаров в
Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры на краю
обрыва. Один
из друзей писателя оставил воспоминания: «…Когда
почил Иван Александрович
Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная
история,
его друзья… выбрали место на краю этого крутого берега, и
там покоится теперь
автор Обломова… на краю обрыва…»
III.
Краткий
пересказ содержания романа «Обыкновенная история».
Проблемы,
поднятые в романе.
Основные черты характера главного героя – Александра Адуева.
Домашнее
задание.
1.
Чтение романа «Обломов».
Содержание. Сопоставление образов Обломова и его посетителей: Волкова,
Судьбинского, Пенкина.
2.
Пересказ главы «Сон
Обломова».
3.
Сочинение-миниатюра «Каким
я представляю себе
Обломова?»
(«Портрет Обломова», «День
Обломова»)