Follow @Pyccstudy |
Цели:
выделить
главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его
характера,
образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть
особенности
русской жизни.
Ход
урока
I.
Вступительное слово учителя.
Роман
«Обломов»
С
1847 г. Гончаров стал
работать над романом «Обломов». Глава из будущего
произведения под названием
«Сон Обломова» появилась в журнале
«Современник» в 1849 году и вызвала
восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857
году
роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать
главы.
Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году
в журнале «Отечественные
записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того
уклада жизни,
который родил
главного героя
романа – Обломова [13. С. 68].) Новая книга Гончарова вызвала
интерес и
неоднозначную оценку критики.
Главная
тема романа – судьба
молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не
сумевшего
найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь
русского
помещика от рождения до смерти. Из «предыстории»
Обломова и эпилога мы можем
определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это
– целая
эпоха русской истории!
Таким образом,
факты биографии главного
героя помогают читателям
представить картину русской жизни, позволяют
осмыслить ее
исторически.
Гончаров
более глубоко
показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему
суровый
приговор. В литературу он вводит новое понятие –
«обломовщина», которое
становится символом отсталости и застоя,
бездействия и лени.
Илью Ильича
Обломова называют последним
в ряду «лишних» людей –
Онегиных, Печориных, Рудиных.
II.
Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы:
1.
Главный герой
романа. Расскажите о его внешности, жизненном
укладе.
2.
Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка
не только портрета Обломова, но даже его халата?
3.
Чтение домашних
сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет
Обломова»,
«День Обломова»,
«Каким я представляю себе
Обломова?»)
4.
Обломов и его гости.
Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов.
Сопоставление
поведения героев.)
5.
В чем похожи Обломов и
Захар? Можно ли их представить друг без друга?
6.
Каковы отличительные
особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.
7.
Встреча со Штольцем. В чем
различие воспитания Обломова и Штольца?
8.
«Сон Обломова». Пересказ,
зачитывание фрагментов.
9.
Что породило такой тип, как
Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич
«превращается» в Обломова?
10.
Почему любовь к Ольге
Ильинской не смогла переделать главного героя?
11.
Что общего
у Обломова с
«лишними»
людьми – Онегиным,
Печориным?
12.
Изжила ли себя обломовщина
в наши дни?
Илья
Ильич Обломов
– русский помещик, образованный и культурный, вызывающий
симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это
хрустальная, прозрачная
душа!»)
Но
Обломов порывает сначала со
службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни
Андрей Штольц
не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием
Обломова
становится лежание на диване, ничегонеделание.
Автор
тщательно подчеркивает
основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к
практической
деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный
Илья Ильич
превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы
словом
«обломовщина». («Одно слово, а
какое… ядовитое!» – говорит Обломов.)
Для
раскрытия характера
Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст,
рисует
портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает
«предысторию» героя,
происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова,
раскрывает его
мысли и настроения и т. д.
Домашнее
задание.
1.
Роман «Обломов» дочитать.
2.
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие
черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы,
несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы
художественной
типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)