twitter ВКонтакте facebook

ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Цели:  составление  плана  сравнительной  характеристики Обломова и Штольца; беседа по составленному плану с использованием цитат из романа,  высказываний  критиков  Н. А. Добролюбова,  А. В. Дружинина, Д. И. Писарева.

Ход урока

Составление плана по теме. беседа с учащимися.

Обломов и Штольц

I. Современное общество, представленное в романе И. А. Гончарова «Обломов».

II. Обломов и Штольц – сверстники, товарищи, образованные, мыслящие и чувствующие люди.

III. Противопоставление героев.

1. Черты характера:

1) Обломов    натура  кроткая,  мечтательная,  доверчивая,  нежная («голубиная» душа), благородная, добрая, чистосердечная: «невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко… Обломов любезен всем нам и стóит беспредельной любви…» (А. В. Дружинин); Штольца отличают энергия, сильная воля, подвижность;

2) Обломов лишен самодовольства, честолюбия, в нем сердце преобладает над разумом; Штольц – натура рациональная, расчетливая;

3) отвлеченный ум, развитое воображение у Обломова, склонность к философским раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;

4) отсутствие у Обломова интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей; стремление Андрея Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.

2. Образ жизни, идеалы:

1) праздность, пассивность Обломова; активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;

2) культ  покоя,  абсолютного  безделья  (Обломов);  культ  труда
(Штольц).

3. Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:

1) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова, сформировавшая его психологию и «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других…» (Н. Добролюбов); деятельная атмосфера в семье Штольца;

2) Обломов  воспитан  нежно…  ни  холода,  ни  голода  «никогда не терпел, нужды не знал…», Штольц воспитан в непрестанной деятельности;

3) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.

4. Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской: Обломов познает счастье настоящей жизни и ничтожество прошедшей благодаря чувству к Ольге и самой Ольге, однако инертность, апатия Обломова оказались сильнее любви; замкнутый круг интересов прозаически неутомимого, деятельного Штольца неприемлемы для требовательной, ищущей, самоотверженной Ольги, стремящейся идти вперед.

5. Способы художественной типизации образов:

1) внешность: леность, медлительность движений, отсутствие «всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица» Обломова; мускулистость, костистость фигуры Штольца;

2) диалоги, споры – основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов;

3) внутренние монологи;

4) своеобразие языка героев: особенности лексики, манеры говорить;

5) характеристика сопоставляемых героев другими персонажами;

6) ретроспекция (отступление в прошлое героев);

7) бытовая деталь;

8) роль пейзажа в раскрытии характеров;

9) контраст – главный идейно-композиционный прием, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки героев;

10) полнота, обстоятельность, яркость, пластичность обрисовки Обломова, изображенного в типичных патриархально-крепостнических условиях; схематизм, бледность, эмоциональная безликость Штольца, не показанного в типичных для него обстоятельствах;

11) доверительный тон повествования, сочетающий в себе мягкий юмор (а порой и иронию) и лиризм.

IV. Идейно-нравственный смысл образов.

1. Неспособность  к  труду,  неприспособленность  к  жизни  Обломова  («Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить»), отсутствие высокой цели; предприимчивость, кипучая деятельность  Штольца,  для  которого содержанием, целью жизни является труд (как средство собственного обогащения, личного благополучия).

2. Позиция автора: добродушное отношение к Обломову, к изображаемой жизни – при отрицании ее основ (Обломов – порождение и следствие «обломовщины», исторически уходящий тип носителя дворянской культуры); бесстрастное отношение к Штольцу: делец новой формации, представитель людей новой эпохи, однако практицизм Штольца, ограниченность его интересов далеки от нравственных идеалов [16. С. 72–74].

V. Оценка героев русскими критиками (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»;  А. В. Дружинин.  «Обломов,  роман И. А. Гончарова»; Д. И. Писарев. «Обломов. Роман И. А. Гончарова»).

Домашнее задание.

1. Женские образы в романе (Ильинская, Пшеницына).

2. Индивидуальное задание по теме:  Захар. Что общего между Захаром и Обломовым?