Follow @Pyccstudy |
Цели: составление
плана сравнительной характеристики Обломова и
Штольца; беседа по
составленному плану с использованием цитат из романа,
высказываний
критиков Н.
А. Добролюбова, А.
В. Дружинина, Д. И. Писарева.
Ход
урока
Составление плана по
теме. беседа
с учащимися.
Обломов
и Штольц
I.
Современное общество,
представленное в романе И. А. Гончарова «Обломов».
II.
Обломов
и Штольц – сверстники, товарищи, образованные, мыслящие и
чувствующие люди.
III.
Противопоставление героев.
1.
Черты характера:
1)
Обломов –
натура кроткая, мечтательная,
доверчивая, нежная
(«голубиная»
душа), благородная, добрая, чистосердечная: «невозможно
узнать Обломова и не
полюбить его глубоко… Обломов любезен всем нам и стóит
беспредельной любви…» (А. В. Дружинин);
Штольца отличают энергия, сильная воля, подвижность;
2)
Обломов лишен
самодовольства, честолюбия, в нем сердце преобладает над разумом;
Штольц –
натура рациональная, расчетливая;
3)
отвлеченный ум, развитое
воображение у Обломова, склонность к философским раздумьям о высоком
назначении
человека; трезвый, практический ум Штольца;
4)
отсутствие у Обломова
интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей;
стремление
Андрея Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.
2.
Образ жизни,
идеалы:
1)
праздность, пассивность
Обломова; активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;
2)
культ покоя,
абсолютного безделья (Обломов);
культ труда
(Штольц).
3.
Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:
1)
крепостническая среда, взрастившая лень Обломова,
сформировавшая его психологию и «гнусную привычку получать
удовлетворение своих
желаний не от собственных усилий, а от других…» (Н.
Добролюбов);
деятельная атмосфера в семье Штольца;
2)
Обломов воспитан
нежно… ни холода,
ни голода «никогда не
терпел, нужды не знал…», Штольц
воспитан в непрестанной деятельности;
3)
отсутствие у Обломова связи
с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.
4.
Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской:
Обломов
познает счастье настоящей жизни и ничтожество прошедшей благодаря
чувству к
Ольге и самой Ольге, однако инертность, апатия Обломова оказались
сильнее
любви; замкнутый круг интересов прозаически неутомимого, деятельного
Штольца
неприемлемы для требовательной, ищущей, самоотверженной Ольги,
стремящейся идти
вперед.
5.
Способы художественной
типизации образов:
1)
внешность: леность,
медлительность движений, отсутствие «всякой определенной
идеи, всякой
сосредоточенности в чертах лица» Обломова; мускулистость,
костистость фигуры
Штольца;
2)
диалоги, споры – основной
способ раскрытия характеров героев, их взглядов;
3)
внутренние монологи;
4)
своеобразие языка героев:
особенности лексики, манеры говорить;
5)
характеристика
сопоставляемых героев другими персонажами;
6)
ретроспекция (отступление в
прошлое героев);
7)
бытовая деталь;
8)
роль пейзажа в раскрытии
характеров;
9)
контраст – главный
идейно-композиционный прием, позволяющий глубже понять мысли, чувства,
поступки
героев;
10)
полнота, обстоятельность,
яркость, пластичность обрисовки Обломова, изображенного в типичных
патриархально-крепостнических условиях; схематизм, бледность,
эмоциональная
безликость Штольца, не показанного в типичных для него обстоятельствах;
11)
доверительный тон
повествования, сочетающий в себе мягкий юмор (а порой и иронию) и
лиризм.
IV.
Идейно-нравственный смысл образов.
1.
Неспособность к
труду, неприспособленность к
жизни Обломова («Началось с
неумения надевать чулки, а
кончилось неумением жить»), отсутствие высокой цели;
предприимчивость, кипучая
деятельность Штольца, для
которого содержанием, целью жизни является труд (как
средство
собственного обогащения, личного благополучия).
2.
Позиция автора: добродушное
отношение к Обломову, к изображаемой жизни – при отрицании ее
основ (Обломов –
порождение и следствие «обломовщины», исторически
уходящий тип носителя
дворянской культуры); бесстрастное отношение к Штольцу: делец новой
формации,
представитель людей новой эпохи, однако практицизм Штольца,
ограниченность его
интересов далеки от нравственных идеалов [16. С. 72–74].
V.
Оценка героев
русскими критиками (Н. А. Добролюбов. «Что такое
обломовщина?»; А.
В. Дружинин. «“Обломов”, роман И. А.
Гончарова»; Д. И. Писарев. «“Обломов”.
Роман И. А. Гончарова»).
Домашнее
задание.
1.
Женские образы в романе
(Ильинская, Пшеницына).
2.
Индивидуальное
задание по теме:
Захар. Что общего между Захаром и Обломовым?