Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с основными этапами биографии и творческого пути И. С.
Тургенева;
обратить внимание на особенности характера писателя, его политические
убеждения, удивительный дар предвидения; вспомнить содержание и идейную
направленность произведений писателя, изученных в предыдущих классах.
Наглядное
пособие:
фотоальбом «И. С.
Тургенев».
Ход
уроков
Эпиграф
к урокам:
Вся моя
биография – в моих сочинениях.
И. С.
Тургенев
I.
Вступительное
слово учителя.
Жизнь
и творчество И. С. Тургенева
Иван
Сергеевич Тургенев
(1818–1883) – блестящий прозаик
и поэт, публицист
и переводчик. Он прожил в литературе большую жизнь, был знаком со
многими
известными русскими писателями, вел огромную переписку, внимательно
следил за
литературно-общественной жизнью, русской и западноевропейской. Он
открыл Европе
русскую литературу, получил признание как «великий
романист».
У
Тургенева – особое чувство
времени. Он писал: «Наше время требует уловить современность
в ее преходящих
образах; слишком запаздывать нельзя». И никогда не
запаздывал. В своих романах
он «улавливал» то новое, что только зарождалось в
русской жизни. Об этой
особенности Тургенева сказал Н. А. Добролюбов. Тургенев
«быстро угадывал новые
потребности, новые идеи… и в своих произведениях непременно
обращал внимание на
вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать
общество».
В
социально-политических
вопросах Тургенев был реформистом, постепеновцем, противником
революции.
Но писатель с искренним восхищением следил за деятельностью
революционеров. Это
отчетливо сказалось в его произведениях. Часто писателя просили
рассказать о
себе, о важных фактах биографии, но однажды Тургенев ответил:
«Вся моя
биография – в моих сочинениях».
Сочинения
Тургенева. Стихи,
очерки, повести, романы… Они населены умными, благородными
мужчинами и
прекрасными женщинами. Жизнь тургеневских героев ярка, но, к сожалению,
быстротечна.
Действие
в романах завязывается весной, достигает
кульминации летом, а завершается осенью или зимой.
С
Тургеневым в русскую
литературу вошел поэтический образ «тургеневской
девушки», а вместе с ним и
«тургеневской любви». Ю. В. Лебедев:
«Все тургеневские герои проходят
испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность
не только в
интимных, но и в общественных убеждениях… Любящий герой
прекрасен, духовно
окрылен, но чем выше взлетает он на крыльях любви, тем ближе
трагическая
развязка. Любовь, по Тургеневу, трагична».
II.
Проверка
домашнего задания.
Опрос по вопросам:
1.
Какие впечатления
детских лет
отразились на будущем
творчестве И. С. Тургенева?
2.
1843 год. Чем замечателен
этот год в личной и творческой судьбе писателя? (Дружба с В.
Г. Белинским
началась в 1843 году. В начинающем писателе критик увидел
«необыкновенный
поэтический талант» и «глубокое чувство
действительности».
В
1843 году Тургенев
познакомился с талантливой певицей Полиной Виардо и полюбил ее. Этим
можно
объяснить дальнейшее почти постоянное проживание писателя за границей.
По
выражению Тургенева, «на краю чужого гнезда».)
3.
Что связывало Тургенева с
Некрасовым? В чем причина разрыва Тургенева с журналом
«Современник»?
4.
Сборник рассказов «Записки
охотника». История создания и общая характеристика сборника.
Согласны ли вы с
мнением М. Е. Салтыкова-Щедрина, что
«Записки охотника» «положили
начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его
нужды»?
Расскажите
о прочитанных
рассказах. Каковы их основные темы и проблемы?
5.
Повести о любви. («Ася»,
«Вешние воды», «Первая
любовь».) Что привлекало читателей в них? Чему
учат
повести Тургенева? (И. С. Тургенев не только рассказывает
историю любви. Он
учит читателей дорожить любовью, свободой, быть принципиальным во всем,
беречь
чистоту, благородство убеждений и помыслов, уважать людей.)
III.
Реализация индивидуальных заданий.
Сообщения
о
прочитанных романах.
1.
Роман «Рудин» (1856)
Вопросы:
1)
Какова основная тема и идея
произведения?
2) Чем
пленил Рудин
семнадцатилетнюю Наталью Ласунскую?
3) Сопоставьте
образ
главного героя с образами Онегина, Печорина. Что в них общее, что
различно?
В
романе И. С. Тургенев
изобразил героя уже отошедшей эпохи. Рудин покорил
общество блеском
своего ума и красноречия. «Да, природа мне много дала, но я
умру, не
сделав ничего достойного сил моих… Все мое
богатство пропадет даром… Первое
препятствие – и я весь рассыпался…»
– сказал герой.
Рудин,
вслед за Онегиным и
Печориным, продолжил галерею образов «лишних» людей
в русской литературе.
2.
Роман «Дворянское гнездо» (1858)
Вопрос:
Как решается в романе проблема личного счастья и
долга?
Лаврецкий
и Лиза Калитина, по
мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, «прозрачные, будто сотканные
из воздуха
образы». Но их счастью не суждено было сбыться. Лиза ушла в
монастырь.
Лаврецкий замкнулся, но все-таки дело нашел для себя: занялся
хозяйством.
«Играйте,
веселитесь, растите,
молодые силы…» – приветствует Лаврецкий
молодое поколение. Такой финал
современники воспринимали как прощание Тургенева «с
дворянским периодом русской
истории».
3.
Роман «Накануне» (1859)
Вопросы:
1) Расскажите о героях произведения. Почему И. С.
Тургенев «новым человеком» делает болгарина
Инсарова? 2) В чем смысл
заглавия романа «Накануне»?
И.
С. Тургенев называет героев
Елену Стахову и Инсарова «провозвестниками новой
жизни». Свою любовь Елена
отдает болгарину Инсарову. После его смерти в Болгарии она решает
продолжить
дело – освобождение родины от турецкого гнета.
Статья
Н. А. Добролюбова «Когда
же придет настоящий день?» посвящена разбору романа
«Накануне». Добролюбов
мечтает о появлении русских Инсаровых!
IV.
Работа учащихся
над стихотворениями в прозе.
«Русский
язык»,
«Как хороши, как свежи были розы»,
«Воробей» и другие. (Чтение
стихотворений.)
Стихотворения
в
прозе
– новый для русской литературы
жанр. В них, как в лирических стихах, отражен внутренний мир поэта.
«Прозаическая речь звучит мелодично, музыкально,
ритмично» (М. А. Шнеерсон).
Главная
мысль – вера в
торжество нравственной красоты, света и добра. Это – вера в
великое
предназначение своей страны.
V.
Лекция учителя (краткое
изложение).
Последние
годы жизни И. С. Тургенева
Писатель
часто болел. В 1882
году обнаружились первые признаки тяжелой болезни (рак позвоночника),
которая
оказалась для Тургенева смертельной. Умирал писатель на чужбине. Из
письма
Тургенева другу-поэту Якову Полонскому: «Когда вы будете в
Спасском, поклонитесь
от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине
поклонитесь, которую я
уже, вероятно, никогда не увижу». Умер Тургенев 22 августа
1883 г.
Тело
писателя было перевезено в
Петербург, при «небывало огромном стечении
народа» похоронили его
27 сентября
1883 г.
на Волковом
кладбище.
Домашнее
задание.
1.
Чтение романа
«Отцы и дети» (1–10-я главы).
2.
3-я глава. Анализ пейзажа.
Жизнь крестьян и их взаимоотношения с помещиками.
3.
Индивидуальное
задание по теме: История написания романа «Отцы
и
дети». Прототипы героев романа.