twitter ВКонтакте facebook

ОТРАЖЕНИЕ В СКАЗКЕ «МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ» ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ О МИРЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ

Цели: рассмотреть характерные черты волшебной сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек представлял мир как сосуществование противоположностей: свой – чужой, на основе чего выделить черты волшебной сказки.

Оборудование: иллюстрации учащихся, выставка книг, образ сказительницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Летела сова – веселая голова; вот она летела, летела, да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась да опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам осмотрела, а глаза у нее, как плошки, не видят ни крошки!

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди!

II. Актуализация опорных знаний.

Сказительница. «За лесами, за горами, за широкими морями...», «Жили-были старик и старуха...», «В некотором царстве, в некотором государстве...», «Жил старик, и было у него три сына», «Давным-давно, когда на земле  великаны  ходили,  а  люди звериный и птичий язык понимали...»

– Что это? (Это зачин, так начинаются сказки.)

– Прочитайте зачин сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». (Первое предложение.)

Работа в парах.

– А потом происходят разные чудеса. Сейчас вы «отправляетесь» в творческую лабораторию создания сказки.

Каждая пара получает часть схемы («карты мыслей») «Особенности волшебной сказки». Результат работы – коллективно заполненная таблица.


 

Особенности волшебной сказки

Герои

Волшебные

помощники

Волшебные

числа

положительные

отрицательные

Иван-царевич, Василиса Премудрая

Морской царь

Старушка, сама Василиса Премудрая, «слуги» – муравьи и пчелы

13 дочерей Морского царя, 3 задания для Ивана-царевича, свадьба пировала 3 дня

– Где происходит действие сказки? (Ответы детей.)

III. Объявление темы и цели урока.

Наша творческая лаборатория получает задание – найти черты чужого мира и исторические факты конкретного времени своего мира.

IV. Изучение нового материала.

1. Выборочное чтение и беседа по вопросам учебника.

– Прочитайте описание «чужого» подводного мира. (Чтение эпизодов сказки.)

Герой сказки попадает в волшебный мир и сразу получает трудные задания, с которыми невозможно справиться человеческими силами. Прочитайте, какие задания надо было выполнить Ивану-царевичу.

– Какое из трех заданий не могло появиться, когда люди поклонялись исключительно Природе и ее духам? (Построение церкви.)

– Проанализируйте магию чисел. (Магия волшебного мира поддерживается волшебными числами. У Морского царя 13 дочерей (для земного измерения обозначением целостности семьи служило бы число 12 (3 ? 4); где 3 – обозначение волшебного мира, а 4 – земного; таким образом, их произведение обозначало бы полную гармонию земного и волшебного мира. Так как главным числом волшебного мира является число 3 (поэтому 3 задания было предложено Ивану, поэтому пировали на свадьбе 3 дня), то волшебными числами являются и все его производные. Так, пустошь – у Морского царя «на 30 верст», у него «300 скирдов», «300 копен». Это волшебное число и в обозначении царства, из которого родом сам Иван-царевич: это «тридевятое царство, тридесятое государство» 3 ? (3 ? 3), 3 ? 10 – произошло усиление волшебной силы.

– Какому миру свойственны мотивы дороги и последующие испытания героя, а также мотив превращений? (Мотив превращения человека в животное или птицу – это мотив волшебной сказки, здесь дочери Морского царя превращаются в голубиц и опять в людей. Мотив превращений героев: в пастуха и овечку, в утку и селезня; превращения Морского царя в ястреба; просвирок в живых птичек – носит следы древнейшего происхождения, когда человек верил в свою органическую связь с животным миром, считал себя произошедшим от тотемов, считал возможным свое возвращение в прежнее животное, птичье или растительное качество. В древности человек считал многих зверей и птиц, а также некоторые деревья и растения своими тотемами, то есть прародителями.)

С одной стороны, задания Морского царя – настоящие волшебные задания: их, как всегда, ровно три, и их не в состоянии выполнить ни один человек. Но, с другой стороны, само содержание этих заданий обнаруживает их связь с реальностью. Первые два задания связаны с конкретными сельскохозяйственными работами. Третье – построить церковь.)

– В каких образах воплощены добрые, а в каких – злые силы? (Ответы детей.)

2. Древние представления людей о мире.

– Прочитайте и объясните эпизод с говорящими слюнками с точки зрения древних представлений о мире. (Древнейшее представление о неразличении части и целого нашло выражение во фрагменте про слюнки. Слюнки (часть) представляют собой саму Василису Премудрую (целое). Каждая слюнка может один раз высказаться за Василису (поскольку жила до этого во рту, рядом с ее голосом). Вспомните суеверие, связанное с троекратным сплевыванием через левое плечо «чтоб не сглазить»): это наспех приносимая волшебным силам жертва в виде слюны, то есть кусочков самого себя, – она приносится именно с левой стороны, потому что волшебный мир – слева, сплевывают именно 3 раза, поскольку это число волшебного мира; стучат по дереву для того, чтобы жертву приняли, – ведь стук распространяется по стволу в Верхний и Нижний волшебные миры.)

Физкультминутка

– Какое событие в этой сказке вы считаете главным? Объясните.

3. Деление сказки на части. Озаглавливание.

– Какие смысловые части вы можете выделить в этом тексте? Озаглавьте их. (Можно выделить такие смысловые части: встреча земного царя с Морским царем; знакомство и разговор Ивана-царевича со старушкой; знакомство и разговор Ивана-царевича с Василисой Премудрой; выполнение Иваном-царевичем с помощью Василисы Премудрой трудных заданий Морского царя. Озаглавить можно по-разному, например: 1. Коварство Морского царя. 2. Старушка – волшебный помощник. 3. Красавица Василиса Премудрая. 4. Василиса выполняет трудные задания.)

– Какую часть текста будет легче всего пересказывать и почему? (Легче всего пересказывать четвертую, самую большую часть текста, потому что она очень четко построена, ее композиция основана на троекратном повторении: Ивану-царевичу дают невыполнимое человеческими силами задание, он плачет, жалуется Василисе, она его утешает, за ночь задание выполняется, наутро Морской царь благодарит Ивана-царевича и дает ему следующее задание – и так три раза подряд.)

V. Итог урока.

– На чем держится порядок в волшебной сказке? (Порядок волшебной сказки держится на повторах. Указаний на время событий в сказке нет, время для древних – это природа, это сезонная повторяемость. Эти воззрения отразились в сказке: порядок жанра держится на системе повторов.)

А теперь объясните композицию этого эпизода как характерную для волшебной сказки. (Композиция этого эпизода содержит троекратное повторение, что характерно для волшебной сказки.)

– На материале текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» отметьте черты волшебной сказки. (Двоемирие: мир, где живет царь с царицей, – «свой» мир и волшебный подводный – «чужой».)

– Назовите магические числа и повторы. (Ответы детей.)

– Назовите следы тотемистических представлений. (Превращение девиц в голубиц, просвирок – в живых птиц.)

– Прочитайте эпизод, в котором находят отражение древние представления о неразличении части и целого. (Эпизод с говорящими слюнками.)

Домашнее задание: перечитать сказку «Морской царь и Василиса Премудрая», подготовиться к пересказу понравившейся части; отметить в тексте сказки приметы истории.

 

Цели: рассмотреть характерные черты волшебной сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек представлял мир как сосуществование противоположностей: свой – чужой, на основе чего выделить черты волшебной сказки.

Оборудование: иллюстрации учащихся, выставка книг, образ сказительницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Летела сова – веселая голова; вот она летела, летела, да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась да опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам осмотрела, а глаза у нее, как плошки, не видят ни крошки!

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди!

II. Актуализация опорных знаний.

Сказительница. «За лесами, за горами, за широкими морями...», «Жили-были старик и старуха...», «В некотором царстве, в некотором государстве...», «Жил старик, и было у него три сына», «Давным-давно, когда на земле  великаны  ходили,  а  люди звериный и птичий язык понимали...»

– Что это? (Это зачин, так начинаются сказки.)

– Прочитайте зачин сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». (Первое предложение.)

Работа в парах.

– А потом происходят разные чудеса. Сейчас вы «отправляетесь» в творческую лабораторию создания сказки.

Каждая пара получает часть схемы («карты мыслей») «Особенности волшебной сказки». Результат работы – коллективно заполненная таблица.


 

Особенности волшебной сказки

Герои

Волшебные

помощники

Волшебные

числа

положительные

отрицательные

Иван-царевич, Василиса Премудрая

Морской царь

Старушка, сама Василиса Премудрая, «слуги» – муравьи и пчелы

13 дочерей Морского царя, 3 задания для Ивана-царевича, свадьба пировала 3 дня

– Где происходит действие сказки? (Ответы детей.)

III. Объявление темы и цели урока.

Наша творческая лаборатория получает задание – найти черты чужого мира и исторические факты конкретного времени своего мира.

IV. Изучение нового материала.

1. Выборочное чтение и беседа по вопросам учебника.

– Прочитайте описание «чужого» подводного мира. (Чтение эпизодов сказки.)

Герой сказки попадает в волшебный мир и сразу получает трудные задания, с которыми невозможно справиться человеческими силами. Прочитайте, какие задания надо было выполнить Ивану-царевичу.

– Какое из трех заданий не могло появиться, когда люди поклонялись исключительно Природе и ее духам? (Построение церкви.)

– Проанализируйте магию чисел. (Магия волшебного мира поддерживается волшебными числами. У Морского царя 13 дочерей (для земного измерения обозначением целостности семьи служило бы число 12 (3 ? 4); где 3 – обозначение волшебного мира, а 4 – земного; таким образом, их произведение обозначало бы полную гармонию земного и волшебного мира. Так как главным числом волшебного мира является число 3 (поэтому 3 задания было предложено Ивану, поэтому пировали на свадьбе 3 дня), то волшебными числами являются и все его производные. Так, пустошь – у Морского царя «на 30 верст», у него «300 скирдов», «300 копен». Это волшебное число и в обозначении царства, из которого родом сам Иван-царевич: это «тридевятое царство, тридесятое государство» 3 ? (3 ? 3), 3 ? 10 – произошло усиление волшебной силы.

– Какому миру свойственны мотивы дороги и последующие испытания героя, а также мотив превращений? (Мотив превращения человека в животное или птицу – это мотив волшебной сказки, здесь дочери Морского царя превращаются в голубиц и опять в людей. Мотив превращений героев: в пастуха и овечку, в утку и селезня; превращения Морского царя в ястреба; просвирок в живых птичек – носит следы древнейшего происхождения, когда человек верил в свою органическую связь с животным миром, считал себя произошедшим от тотемов, считал возможным свое возвращение в прежнее животное, птичье или растительное качество. В древности человек считал многих зверей и птиц, а также некоторые деревья и растения своими тотемами, то есть прародителями.)

С одной стороны, задания Морского царя – настоящие волшебные задания: их, как всегда, ровно три, и их не в состоянии выполнить ни один человек. Но, с другой стороны, само содержание этих заданий обнаруживает их связь с реальностью. Первые два задания связаны с конкретными сельскохозяйственными работами. Третье – построить церковь.)

– В каких образах воплощены добрые, а в каких – злые силы? (Ответы детей.)

2. Древние представления людей о мире.

– Прочитайте и объясните эпизод с говорящими слюнками с точки зрения древних представлений о мире. (Древнейшее представление о неразличении части и целого нашло выражение во фрагменте про слюнки. Слюнки (часть) представляют собой саму Василису Премудрую (целое). Каждая слюнка может один раз высказаться за Василису (поскольку жила до этого во рту, рядом с ее голосом). Вспомните суеверие, связанное с троекратным сплевыванием через левое плечо «чтоб не сглазить»): это наспех приносимая волшебным силам жертва в виде слюны, то есть кусочков самого себя, – она приносится именно с левой стороны, потому что волшебный мир – слева, сплевывают именно 3 раза, поскольку это число волшебного мира; стучат по дереву для того, чтобы жертву приняли, – ведь стук распространяется по стволу в Верхний и Нижний волшебные миры.)

Физкультминутка

– Какое событие в этой сказке вы считаете главным? Объясните.

3. Деление сказки на части. Озаглавливание.

– Какие смысловые части вы можете выделить в этом тексте? Озаглавьте их. (Можно выделить такие смысловые части: встреча земного царя с Морским царем; знакомство и разговор Ивана-царевича со старушкой; знакомство и разговор Ивана-царевича с Василисой Премудрой; выполнение Иваном-царевичем с помощью Василисы Премудрой трудных заданий Морского царя. Озаглавить можно по-разному, например: 1. Коварство Морского царя. 2. Старушка – волшебный помощник. 3. Красавица Василиса Премудрая. 4. Василиса выполняет трудные задания.)

– Какую часть текста будет легче всего пересказывать и почему? (Легче всего пересказывать четвертую, самую большую часть текста, потому что она очень четко построена, ее композиция основана на троекратном повторении: Ивану-царевичу дают невыполнимое человеческими силами задание, он плачет, жалуется Василисе, она его утешает, за ночь задание выполняется, наутро Морской царь благодарит Ивана-царевича и дает ему следующее задание – и так три раза подряд.)

V. Итог урока.

– На чем держится порядок в волшебной сказке? (Порядок волшебной сказки держится на повторах. Указаний на время событий в сказке нет, время для древних – это природа, это сезонная повторяемость. Эти воззрения отразились в сказке: порядок жанра держится на системе повторов.)

А теперь объясните композицию этого эпизода как характерную для волшебной сказки. (Композиция этого эпизода содержит троекратное повторение, что характерно для волшебной сказки.)

– На материале текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» отметьте черты волшебной сказки. (Двоемирие: мир, где живет царь с царицей, – «свой» мир и волшебный подводный – «чужой».)

– Назовите магические числа и повторы. (Ответы детей.)

– Назовите следы тотемистических представлений. (Превращение девиц в голубиц, просвирок – в живых птиц.)

– Прочитайте эпизод, в котором находят отражение древние представления о неразличении части и целого. (Эпизод с говорящими слюнками.)

Домашнее задание: перечитать сказку «Морской царь и Василиса Премудрая», подготовиться к пересказу понравившейся части; отметить в тексте сказки приметы истории.