Follow @Pyccstudy |
Цели:
рассмотреть
характерные черты волшебной
сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек
представлял мир как сосуществование противоположностей: свой
– чужой, на основе
чего выделить черты волшебной сказки.
Оборудование:
иллюстрации учащихся, выставка книг, образ сказительницы.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Летела
сова –
веселая голова; вот она летела, летела, да и села, головой повертела,
по сторонам
посмотрела, снялась да опять полетела; летала, летала да села, головой
повертела, по сторонам осмотрела, а глаза у нее, как плошки, не видят
ни
крошки!
Это
не сказка,
это присказка, а сказка впереди!
II.
Актуализация опорных знаний.
Сказительница.
«За
лесами, за горами, за широкими морями...»,
«Жили-были старик и старуха...», «В
некотором царстве, в некотором государстве...»,
«Жил старик, и было у него три
сына», «Давным-давно, когда на земле
великаны ходили, а
люди
звериный и птичий язык понимали...»
–
Что это? (Это
зачин, так начинаются сказки.)
–
Прочитайте
зачин сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». (Первое
предложение.)
Работа
в парах.
–
А потом
происходят разные чудеса. Сейчас вы «отправляетесь»
в творческую лабораторию
создания сказки.
Каждая
пара получает часть схемы
(«карты мыслей») «Особенности волшебной
сказки». Результат работы – коллективно
заполненная таблица.
Особенности
волшебной сказки | |||
Герои
| Волшебные
помощники | Волшебные
числа | |
положительные | отрицательные
| ||
Иван-царевич,
Василиса Премудрая |
Морской
царь | Старушка,
сама Василиса Премудрая, «слуги» –
муравьи и пчелы |
13
дочерей Морского царя, 3 задания для Ивана-царевича, свадьба пировала 3
дня |
–
Где происходит действие сказки? (Ответы
детей.)
III.
Объявление темы и цели урока.
Наша
творческая
лаборатория получает задание – найти черты чужого мира и
исторические факты
конкретного времени своего мира.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Выборочное чтение и беседа по вопросам учебника.
–
Прочитайте описание «чужого» подводного мира. (Чтение
эпизодов сказки.)
Герой
сказки попадает в волшебный мир и сразу получает трудные задания, с
которыми
невозможно справиться человеческими силами. Прочитайте, какие задания
надо было
выполнить Ивану-царевичу.
–
Какое из трех заданий не могло появиться, когда люди поклонялись
исключительно
Природе и ее духам? (Построение церкви.)
–
Проанализируйте магию чисел. (Магия волшебного мира
поддерживается
волшебными числами. У Морского царя 13 дочерей (для земного измерения
обозначением целостности семьи служило бы число 12 (3 ?
4); где 3 – обозначение волшебного
мира, а 4 – земного; таким образом, их произведение
обозначало бы полную
гармонию земного и волшебного мира. Так как главным числом волшебного
мира
является число 3 (поэтому 3 задания было предложено Ивану, поэтому
пировали на
свадьбе 3 дня), то волшебными числами являются и все его
производные. Так,
пустошь – у Морского царя «на 30 верст»,
у него «300 скирдов», «300
копен». Это
волшебное число и в обозначении царства, из которого родом сам
Иван-царевич:
это «тридевятое царство, тридесятое государство» 3 ?
(3 ?
3), 3 ?
10 – произошло усиление волшебной
силы.
–
Какому миру свойственны мотивы дороги и последующие испытания героя, а
также
мотив превращений? (Мотив превращения человека в животное или
птицу – это
мотив волшебной сказки, здесь дочери Морского царя превращаются в
голубиц и
опять в людей. Мотив превращений героев: в пастуха и овечку, в утку и
селезня;
превращения Морского царя в ястреба; просвирок в живых птичек
– носит следы
древнейшего происхождения, когда человек верил в свою органическую
связь с
животным миром, считал себя произошедшим от тотемов, считал возможным
свое
возвращение в прежнее животное, птичье или растительное качество. В
древности
человек считал многих зверей и птиц, а также некоторые деревья и
растения
своими тотемами, то есть прародителями.)
С
одной стороны, задания Морского царя – настоящие волшебные
задания: их, как
всегда, ровно три, и их не в состоянии выполнить ни один человек. Но, с
другой
стороны, само содержание этих заданий обнаруживает их связь с
реальностью.
Первые два задания связаны с конкретными сельскохозяйственными
работами. Третье
– построить церковь.)
–
В
каких образах воплощены добрые, а в каких – злые силы?
(Ответы детей.)
2.
Древние представления людей о мире.
–
Прочитайте и объясните эпизод с говорящими слюнками с точки зрения
древних
представлений о мире. (Древнейшее представление о
неразличении части и
целого нашло выражение во фрагменте про слюнки. Слюнки (часть)
представляют
собой саму Василису Премудрую (целое). Каждая слюнка может один раз
высказаться
за Василису (поскольку жила до этого во рту, рядом с ее голосом).
Вспомните
суеверие, связанное с троекратным сплевыванием через левое плечо
«чтоб не
сглазить»): это наспех приносимая волшебным силам жертва в
виде слюны, то есть
кусочков самого себя, – она приносится именно с левой
стороны, потому что
волшебный мир – слева, сплевывают именно 3 раза, поскольку
это число волшебного
мира; стучат по дереву для того, чтобы жертву приняли, – ведь
стук распространяется
по стволу в Верхний и Нижний волшебные миры.)
Физкультминутка
–
Какое событие в этой сказке вы считаете главным? Объясните.
3.
Деление сказки на части. Озаглавливание.
–
Какие
смысловые части вы можете выделить в этом тексте? Озаглавьте их.
(Можно
выделить такие смысловые части: встреча земного царя с Морским царем;
знакомство и разговор Ивана-царевича со старушкой; знакомство и
разговор
Ивана-царевича с Василисой Премудрой; выполнение Иваном-царевичем с
помощью
Василисы Премудрой трудных заданий Морского царя. Озаглавить можно
по-разному,
например: 1. Коварство Морского царя. 2. Старушка –
волшебный помощник. 3.
Красавица Василиса Премудрая. 4. Василиса выполняет трудные задания.)
–
Какую часть
текста будет легче всего пересказывать и почему? (Легче всего
пересказывать
четвертую, самую большую часть текста, потому что она очень четко
построена, ее
композиция основана на троекратном повторении: Ивану-царевичу дают
невыполнимое
человеческими силами задание, он плачет, жалуется Василисе, она его
утешает, за
ночь задание выполняется, наутро Морской царь благодарит Ивана-царевича
и дает
ему следующее задание – и так три раза подряд.)
V.
Итог урока.
–
На чем
держится порядок в волшебной сказке? (Порядок волшебной
сказки держится на
повторах. Указаний на время событий в сказке нет, время для древних
– это
природа, это сезонная повторяемость. Эти воззрения отразились в сказке:
порядок
жанра держится на системе повторов.)
А
теперь объясните композицию этого эпизода как характерную для волшебной
сказки.
(Композиция этого эпизода содержит троекратное повторение, что
характерно
для волшебной сказки.)
–
На материале
текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая»
отметьте черты волшебной
сказки. (Двоемирие: мир, где живет царь с царицей,
– «свой» мир и волшебный
подводный – «чужой».)
– Назовите
магические числа и повторы. (Ответы детей.)
– Назовите
следы тотемистических представлений. (Превращение девиц в
голубиц, просвирок
– в живых птиц.)
–
Прочитайте
эпизод, в котором находят отражение древние представления о
неразличении части
и целого. (Эпизод с говорящими слюнками.)
Домашнее
задание: перечитать
сказку «Морской царь и
Василиса Премудрая», подготовиться к пересказу понравившейся
части; отметить в
тексте сказки приметы истории.
Цели:
рассмотреть
характерные черты волшебной
сказки, восстановить в памяти детей знания о том, что древний человек
представлял мир как сосуществование противоположностей: свой
– чужой, на основе
чего выделить черты волшебной сказки.
Оборудование:
иллюстрации учащихся, выставка книг, образ сказительницы.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Летела
сова –
веселая голова; вот она летела, летела, да и села, головой повертела,
по сторонам
посмотрела, снялась да опять полетела; летала, летала да села, головой
повертела, по сторонам осмотрела, а глаза у нее, как плошки, не видят
ни
крошки!
Это
не сказка,
это присказка, а сказка впереди!
II.
Актуализация опорных знаний.
Сказительница.
«За
лесами, за горами, за широкими морями...»,
«Жили-были старик и старуха...», «В
некотором царстве, в некотором государстве...»,
«Жил старик, и было у него три
сына», «Давным-давно, когда на земле
великаны ходили, а
люди
звериный и птичий язык понимали...»
–
Что это? (Это
зачин, так начинаются сказки.)
–
Прочитайте
зачин сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». (Первое
предложение.)
Работа
в парах.
–
А потом
происходят разные чудеса. Сейчас вы «отправляетесь»
в творческую лабораторию
создания сказки.
Каждая
пара получает часть схемы
(«карты мыслей») «Особенности волшебной
сказки». Результат работы – коллективно
заполненная таблица.
Особенности
волшебной сказки | |||
Герои
| Волшебные
помощники | Волшебные
числа | |
положительные | отрицательные
| ||
Иван-царевич,
Василиса Премудрая |
Морской
царь | Старушка,
сама Василиса Премудрая, «слуги» –
муравьи и пчелы |
13
дочерей Морского царя, 3 задания для Ивана-царевича, свадьба пировала 3
дня |
–
Где происходит действие сказки? (Ответы
детей.)
III.
Объявление темы и цели урока.
Наша
творческая
лаборатория получает задание – найти черты чужого мира и
исторические факты
конкретного времени своего мира.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Выборочное чтение и беседа по вопросам учебника.
–
Прочитайте описание «чужого» подводного мира. (Чтение
эпизодов сказки.)
Герой
сказки попадает в волшебный мир и сразу получает трудные задания, с
которыми
невозможно справиться человеческими силами. Прочитайте, какие задания
надо было
выполнить Ивану-царевичу.
–
Какое из трех заданий не могло появиться, когда люди поклонялись
исключительно
Природе и ее духам? (Построение церкви.)
–
Проанализируйте магию чисел. (Магия волшебного мира
поддерживается
волшебными числами. У Морского царя 13 дочерей (для земного измерения
обозначением целостности семьи служило бы число 12 (3 ?
4); где 3 – обозначение волшебного
мира, а 4 – земного; таким образом, их произведение
обозначало бы полную
гармонию земного и волшебного мира. Так как главным числом волшебного
мира
является число 3 (поэтому 3 задания было предложено Ивану, поэтому
пировали на
свадьбе 3 дня), то волшебными числами являются и все его
производные. Так,
пустошь – у Морского царя «на 30 верст»,
у него «300 скирдов», «300
копен». Это
волшебное число и в обозначении царства, из которого родом сам
Иван-царевич:
это «тридевятое царство, тридесятое государство» 3 ?
(3 ?
3), 3 ?
10 – произошло усиление волшебной
силы.
–
Какому миру свойственны мотивы дороги и последующие испытания героя, а
также
мотив превращений? (Мотив превращения человека в животное или
птицу – это
мотив волшебной сказки, здесь дочери Морского царя превращаются в
голубиц и
опять в людей. Мотив превращений героев: в пастуха и овечку, в утку и
селезня;
превращения Морского царя в ястреба; просвирок в живых птичек
– носит следы
древнейшего происхождения, когда человек верил в свою органическую
связь с
животным миром, считал себя произошедшим от тотемов, считал возможным
свое
возвращение в прежнее животное, птичье или растительное качество. В
древности
человек считал многих зверей и птиц, а также некоторые деревья и
растения
своими тотемами, то есть прародителями.)
С
одной стороны, задания Морского царя – настоящие волшебные
задания: их, как
всегда, ровно три, и их не в состоянии выполнить ни один человек. Но, с
другой
стороны, само содержание этих заданий обнаруживает их связь с
реальностью.
Первые два задания связаны с конкретными сельскохозяйственными
работами. Третье
– построить церковь.)
–
В
каких образах воплощены добрые, а в каких – злые силы?
(Ответы детей.)
2.
Древние представления людей о мире.
–
Прочитайте и объясните эпизод с говорящими слюнками с точки зрения
древних
представлений о мире. (Древнейшее представление о
неразличении части и
целого нашло выражение во фрагменте про слюнки. Слюнки (часть)
представляют
собой саму Василису Премудрую (целое). Каждая слюнка может один раз
высказаться
за Василису (поскольку жила до этого во рту, рядом с ее голосом).
Вспомните
суеверие, связанное с троекратным сплевыванием через левое плечо
«чтоб не
сглазить»): это наспех приносимая волшебным силам жертва в
виде слюны, то есть
кусочков самого себя, – она приносится именно с левой
стороны, потому что
волшебный мир – слева, сплевывают именно 3 раза, поскольку
это число волшебного
мира; стучат по дереву для того, чтобы жертву приняли, – ведь
стук распространяется
по стволу в Верхний и Нижний волшебные миры.)
Физкультминутка
–
Какое событие в этой сказке вы считаете главным? Объясните.
3.
Деление сказки на части. Озаглавливание.
–
Какие
смысловые части вы можете выделить в этом тексте? Озаглавьте их.
(Можно
выделить такие смысловые части: встреча земного царя с Морским царем;
знакомство и разговор Ивана-царевича со старушкой; знакомство и
разговор
Ивана-царевича с Василисой Премудрой; выполнение Иваном-царевичем с
помощью
Василисы Премудрой трудных заданий Морского царя. Озаглавить можно
по-разному,
например: 1. Коварство Морского царя. 2. Старушка –
волшебный помощник. 3.
Красавица Василиса Премудрая. 4. Василиса выполняет трудные задания.)
–
Какую часть
текста будет легче всего пересказывать и почему? (Легче всего
пересказывать
четвертую, самую большую часть текста, потому что она очень четко
построена, ее
композиция основана на троекратном повторении: Ивану-царевичу дают
невыполнимое
человеческими силами задание, он плачет, жалуется Василисе, она его
утешает, за
ночь задание выполняется, наутро Морской царь благодарит Ивана-царевича
и дает
ему следующее задание – и так три раза подряд.)
V.
Итог урока.
–
На чем
держится порядок в волшебной сказке? (Порядок волшебной
сказки держится на
повторах. Указаний на время событий в сказке нет, время для древних
– это
природа, это сезонная повторяемость. Эти воззрения отразились в сказке:
порядок
жанра держится на системе повторов.)
А
теперь объясните композицию этого эпизода как характерную для волшебной
сказки.
(Композиция этого эпизода содержит троекратное повторение, что
характерно
для волшебной сказки.)
–
На материале
текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая»
отметьте черты волшебной
сказки. (Двоемирие: мир, где живет царь с царицей,
– «свой» мир и волшебный
подводный – «чужой».)
– Назовите
магические числа и повторы. (Ответы детей.)
– Назовите
следы тотемистических представлений. (Превращение девиц в
голубиц, просвирок
– в живых птиц.)
–
Прочитайте
эпизод, в котором находят отражение древние представления о
неразличении части
и целого. (Эпизод с говорящими слюнками.)
Домашнее
задание: перечитать
сказку «Морской царь и
Василиса Премудрая», подготовиться к пересказу понравившейся
части; отметить в
тексте сказки приметы истории.