Follow @Pyccstudy |
Цели:
пробудить у
учащихся интерес к судьбе Тютчева; раскрыть духовный мир поэта;
выяснить,
каково было отношение к поэту его современников.
Ход
урока
I.
Вступительное слово учителя.
Жизнь
и творчество Ф. И. Тютчева
Федор
Иванович Тютчев
(1803–1873)
– поэт-мыслитель,
чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого,
по словам
великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие
стихи Тютчева и сейчас волнуют
читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм,
его
стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше
четырехсот лирических фрагментов.
Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И
это не случайно. Лишь на
мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это
мгновение
и отражается в лирических фрагментах поэта.
Н.
А. Добролюбов: Тютчеву
«доступны
и знойная
страстность, и суровая
энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями,
но и
вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Мы
знаем слова
поэта, обращенные к убитому Пушкину:
Тебя ж, как
первую любовь,
России
сердце не забудет…
Или
еще одно тютчевское стихотворение:
Умом Россию
не понять,
Аршином
общим не измерить;
У ней
особенная стать –
В Россию
можно только верить.
Знамениты романсы
на стихи Тютчева:
«Я помню время золотое…»
(1836), «Я встретил вас – и все
былое…» (1870),
посвященные Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.
Романсы
можно
прослушать в записи.
В
чем же
необычность судьбы Ф. И. Тютчева – человека и поэта?
II.
Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной
деятельности, о длительной службе на чужбине.
Поэт
родился в 1803
г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны
были
патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской
губернии,
Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев
– отец поэта, был
гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина
Львовна – мать поэта – умная и
впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.
Домашним
образованием Тютчева
руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к
литературному творчеству. С 12 лет Тютчев занимался переводами.
С
1819 по 1821 гг. Тютчев
учился в Московском университете на словесном отделении. В студенческие
годы
участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не
интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился
отрицательно.
С
1821 г. Тютчев поступил на
службу в Коллегию иностранных дел, далее
переехал в Мюнхен, где началась его
карьера
дипломатического чиновника.
За
границей поэт прожил 22
года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.
Успех в
творчестве обеспечили напечатанные
в «Современнике»
в 1836 г. стихи
под заголовком «Стихи,
присланные из Германии». 24
стихотворения поэта
были прочитаны и
одобрены
П. А. Вяземским и В. А. Жуковским.
Вопрос об отношении к
стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о
Тютчеве
благодаря Пушкину и его журналу «Современник».
1850
год знаменателен в
творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов
опубликовал в
«Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая
Россия по-настоящему узнала
Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в
лирике
любви.
III.
Выразительное чтение стихотворений
поэта (по
выбору учащихся).
IV.
Сообщение учителя (краткие
сведения).
О
женщинах Ф. И. Тютчева
1826
г. – женитьба на вдове
русского дипломата Элеоноре Петерсон. В 1838 году умирает жена поэта,
не
пережив трагедии – пожара на судне «Николай
I» (на этом судне она с детьми
возвращалась из России). Поэт тяжело пережил горе, поседел за одну ночь.
Вскоре
поэт женился вторично на
красавице Эрнестине Дёрнберг, урожденной Пфеффель.
В
1850 г. начался роман Тютчева
с Е. Денисьевой, 24-летней девушкой, родственницей инспектрисы
Смольного
института, в котором воспитывались дочери поэта. Денисьева
самоотверженно и
преданно любила Тютчева. Их 14-летняя связь обсуждалась и осуждалась
высшим
петербургским обществом. На трех детях лежало клеймо
«незаконности». Денисьева
умерла от чахотки в 1864 г. Пережитую трагедию поэт запечатлел
в стихах.
«Денисьевский цикл» – вершина любовной
лирики в русской и мировой литературе.
«Дни сочтены, утрат не перечесть», –
написал Тютчев, видя, как быстро редеет
круг дорогих и близких ему людей.
Домашнее
задание (по
группам).
1-я группа:
Выучить наизусть стихотворения (по выбору) «Не то, что
мните вы, природа!», «День и ночь»,
«Смотри, как на речном просторе…»,
«В небе
тают облака…».
2-я группа:
«О чем ты воешь, ветр ночной?..»,
«Листья», «Пожары»,
«От жизни той, что бушевала здесь…».
3-я группа:
«О, как убийственно мы любим…»,
«Последняя любовь»,
«Люблю глаза твои, мой друг…»,
«Русской женщине».
Определить
тему, основную мысль
выученного стихотворения, в чем родство природы и человека, а в чем
трагическая
разница. Почему любовь в лирике Тютчева трагична?