Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с поэтической судьбой А. А. Фета; помочь понять
причину непростых
отношений поэта с собратьями по перу; выделить основные темы и
особенности
фетовской лирики; на примере стихотворений показать, что произведения
Фета,
отображая природу в ее тончайших переливах и нюансах, несут в себе
огромный
заряд жизнеутверждающей силы.
Наглядные
пособия:
фотографии поэта,
поэтические сборники Фета (выставка).
Ход
уроков
I.
Вступительное слово учителя.
Жизнь
и творчество А. А. Фета
Афанасий
Афанасьевич Фет
(1820–1892)
– выдающийся
поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н.
Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*;
А. Блок считал Фета своим учителем.
П. И. Чайковский высоко ценил поэта, который
«сумел шагнуть в область
музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы
написали много
великолепных романсов: «Сад весь в цвету»
(Аренский), «Свеж и душист твой
роскошный венок» (Римский-Корсаков), «В
дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе
ничего не скажу…» (Чайковский), «На заре
ты ее не буди…» (Варламов) и др.
Очень точно
сказал о значении творчества А. А.
Фета его
современник – поэт А. Жемчужников:
Памяти
Шеншина-Фета
Он в мире
грезы и мечты,
Любя игру
лучей и тени,
Подметил
беглые черты
Неуловимых
ощущений,
Невоплотимой
красоты.
И пусть он в
старческие лета
Менял
капризно имена
То
публициста, то поэта –
Искупят
прозу Шеншина
Стихи
пленительные Фета.
Беседа
с учащимися по вопросам:
1.
В чем же «пленительность»
стихов Фета?
2.
Почему его
судьбу называют одновременно
счастливой и печальной?
II.
Выступления
учащихся с индивидуальными сообщениями.
1.
Начало жизненного пути А. А.
Фета
Мать
Фета, Каролина Шарлотта
Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным.
Вскоре
родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий отец будущего
поэта
Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим
причинам Орловская
духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята
была и фамилия.
Поэт
ставит цель – вернуться в
дворянское лоно Шеншиных – и с фантастическим упорством
добивается ее: с 1873
года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.
Образование.
Учился в немецком
пансионе в г. Верро,
начал сочинять
стихи. Московский
университет (словесное отделение) Фет окончил в 1844 г. Свою
поэтическую
увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.
2.
Основные этапы творческой
биографии А. А. Фета
Творческий
дебют
– первая книга «Лирический пантеон»
(1840), стихи на
страницах журналов «Москвитянин» и
«Отечественные записки». Восхищенные отзывы
о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап.
Григорьева.
Военная
служба.
(Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную
службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке
непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели
кратчайшим путем» [30. С.
228].
Цикл
стихотворений
о любви.
«В душе, измученной годами…»,
«Ты отстрадала, я еще страдаю…»,
«Солнца луч промеж лип был и жгуч и
высок…»,
«Не вижу ни красы твоей нетленной…»,
«Долго снились мне вопли рыданий твоих…»
и
др.
Выразительное
чтение стихотворений.
Большинство
стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с
которой
встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке
видел
«существенное препятствие в продвижении по службе»
[5]. Совсем не подозревал
поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех
высот
благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из
счастливого
настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.
Преобладающая
тональность
любовной лирики Фета – трагическая.
Стихи
о природе. Сборник
«Вечерние огни» – необычайный творческий
взлет А.
А. Фета.
Цикл
стихотворений о природе:
«Весна», «Лето»,
«Осень», «Снега»,
«Море». Растворяясь в природном мире,
погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета
обретает
способность видеть прекрасную душу природы.
Выразительное
чтение стихотворений о природе.
Прозаические
произведения Фета.
С 1862 по 1871 гг.
в журналах «Русский вестник»,
«Заря» и др. были опубликованы два самых крупных
прозаических цикла Фета: «Из деревни»,
«Записки о вольнонаемном труде». Это
«деревенская» проза: циклы состоят из рассказов,
очерков, новелл. Главный смысл
прозы – «защита» своего помещичьего
хозяйства
и утверждение мысли
о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение
Степановка Орловской
губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой
дом в Москве,
стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)
Поэзия
и проза Фета –
художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни
обыденной, а поэзия
– жизнь человеческой души и природы.
Заключительный этап
поэтического творчества Фета (1870–
1892). «В вечер такой золотистый и
ясный…» (1886), «Одним толчком согнать
ладью
живую…» (1887), «Никогда»
(1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный
луг…»
(1892) и др.
Если
раньше поэт в своих стихах
находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его
тревожит и мучит»
[15].
Четыре
сборника «Вечерние огни»
(1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением
того,
что мир как бы «распадается на части, потеряв
«стройность». Все больше тревоги,
боли и смятения появляется в стихах Фета.
Переводческая
деятельность Фета.
Переводит стихи
античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др.
В
переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу
буквально», – пишет Фет в
письме В. С. Соловьеву.
3.
А. А. Фет – поэт «чистого искусства»
Фет
постоянно подчеркивал, что
поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться
в
житейские дела, по его выражению, «бедного мира».
Таким
образом,
вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет
«никогда
не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо
красоты», и
выступал защитником «чистого искусства» [6]. (как
и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В.
Дружинин,
Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить
искусство
действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности,
от тех
вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил
свою
поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:
Неизбежно,
В
мир стремлений,
Страстно,
нежно
Преклонений
Уповать,
И
молитв;
Без усилий
Радость
чуя,
С плеском
крылий
Не
хочу я
Залетать
Ваших
битв.
Поэзия
Фета –
поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это
лирические миниатюры,
с помощью которых он передает «едва уловимые переживания
человека, органически
связанного с природой».
Домашнее
задание.
1.
Ответить на вопросы:
1)
В чем, по вашему мнению,
необычность жизни и творчества Фета?
2) Что
поражало
современников в характере поэта?
3) В
чем суть теории «чистого
искусства»?
4)
Что составляет неумирающую
прелесть стихов Фета?
2.
Выучить наизусть
понравившееся стихотворение, проанализировать его.
3.
Индивидуальные
сообщения и задания по темам:
1)
А. А. Фет – поэт-музыкант.
Подобрать
романсы русских
композиторов на стихи Фета.
2)
Почему стихи поэта
подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?