Follow @Pyccstudy |
Цели: расширить
представление учащихся о творчестве Фета, о
художественном
своеобразии его поэзии; помочь старшеклассникам почувствовать
поэтическое
обаяние, певучесть и музыкальность большинства текстов Фета; выяснить,
что
поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали
большое
количество споров, пародий, насмешек; формировать навыки
самостоятельного
анализа лирического произведения.
Наглядные
пособия:
портрет А. А.
Фета; грамзапись романсов и песен на стихи поэта.
Ход
урока
I.
Проверка домашнего задания.
Беседа
по вопросам:
1.
Что, по вашему
мнению, необычно в жизни и творчестве Фета?
2.
Каковы взаимоотношения поэта
с собратьями по перу? Почему Фет «разорвал»
отношения с журналом «Современник»?
3.
В чем суть теории «чистого
искусства»?
4.
Что поражало современников в
поступках и характере Фета?
(Двойственность:
Фет –
проникновенный лирик и поклонник красоты во всех ее проявлениях, и Фет
–
жесткий и расчетливый хозяин больших поместий, яростный защитник
помещичьих
интересов.)
5.
Каковы основные темы и
мотивы лирики Фета? (Фету были чужды душевные бури и тревоги.
Его можно
назвать певцом природы и любви. Любовь в изображении Фета –
олицетворение и
печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается
богатством
оттенков, нежностью и душевной теплотой.
Поэтична
и музыкальна пейзажная
лирика Фета. Он умел «очеловечить» природу, найти в
ней отзвук своим
настроениям.
У
Фета есть стихи об искусстве,
о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью
живую…», «На стоге сена
ночью южной…» и др. Искусство, по мнению Фета, не
должно быть связано с жизнью.
Истинная поэзия доступна только избранным.)
II.
Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
1.
Чтение стихотворения
«Шепот, робкое
дыханье…».
Это
стихотворение – «визитная
карточка» А. Фета.
Беседа
с учащимися по вопросам:
1)
О чем стихотворение?
2)
Каковы особенности
поэтического языка? (В стихотворении нет цельного образа.
Какие-то смутные
очертания да неясные звуки… Поэт передает неповторимость
происходящего. Все
стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее
из цепочки
назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного
глагола! По словам
великого Л. Толстого, «каждое выражение –
картина».)
2.
Индивидуальное
сообщение учащегося.
Вопрос
и задание:
1)
Почему именно стихотворение
«Шепот, робкое дыханье…» вызвало большое
количество споров и насмешек?
2)
Прочитайте стихотворные
пародии на это произведение Фета.
Критике
подверглось содержание
стихотворения, а не поэтическое мастерство Фета. Вот одна из пародий.
Сатира
«Беседа с Музой»
(1863)
–
Стой! – прервала Муза, –
Вникнет
В эту песнь сонм
важных лиц,
И как раз
тебе он крикнет:
Цыц! Цыц!
Цыц!
Скажут:
песня не из лестных…
Навлечешь
как раз их гнев,
Лучше пой,
брат, про прелестных
Дев, дев,
дев.
Обратись к
луне, природе,
Пой утехи
юных лет –
Ведь поет же
в этом роде
Фет, Фет,
Фет.
В.
Богданов
3.
Выразительное чтение
наизусть
понравившегося стихотворения Фета.
Вопросы:
1)
В чем проявляется мастерство
А. А. Фета в изображении тончайших душевных состояний человека?
2)
Какие стихотворения Фета
посвящены теме любви? Кому они адресованы?
3)
В чем своеобразие пейзажной
лирики Фета? [13. С. 98].
4.
Индивидуальное
сообщение «А. А. Фет –
поэт-музыкант».
Одним
из первых было положено на музыку композитором
Варламовым стихотворение «На заре ты ее не
буди…». Чувства женщины переданы
Фетом с исключительной художественной выразительностью.
Прослушивание
романсов
и песен на стихи Фета.
Выводы.
Муза Фета служила идеалам красоты и любви. Поэт «умел
подмечать тонкие, едва уловимые проявления жизни природы и человеческих
переживаний» [25]. Необычные сочетания простых русских слов,
пронизанные
музыкой ритма, заставляли читателей проникнуться настроениями поэта.
Поэтические смелость и простоту Фета в изображении природы и человека
высоко
оценили передовые читатели.
Домашнее
задание.
1.
Сочинение (срок
написания – 10 дней). Примерные темы:
1)
Русская природа в лирике Ф.
И. Тютчева.
2)
Как понимает А. А. Фет
назначение поэзии?
3)
Каким я представляю себе А.
А. Фета (Ф. И. Тютчева)?
4)
Мое любимое стихотворение Ф.
И. Тютчева (А. А. Фета). (Восприятие, истолкование, оценка.)
2.
Подготовиться к опросу
(викторине) по
творчеству
А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.
3.
Индивидуальные
задания:
1)
Почему Н. А. Некрасова
называют поэтом «мести и печали»? Очерк жизни и
творчества (с анализом ранее
пройденных произведений: «Размышления у парадного
подъезда», «Железная дорога»
и др.).
2)
Выразительное чтение
отрывков из произведений Н. А. Некрасова.