twitter ВКонтакте facebook

Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление сказки; развивать связную речь учащихся; воспитывать умение слушать друг друга.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ прочитанного отрывка сказки.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа по содержанию.

1) Случайно ли злого колдуна в сказке называют магрибинец, то есть «человек с запада»? (Конечно, нет. Магрибинец – колдун, волшебник, то есть представитель чужого, другого, волшебного мира. А с этим миром связаны только 2 стороны света: север и запад.)

2) В какой сказке есть похожий сюжет: прекрасную принцессу (царевну) похищает злой колдун? (В русской народной сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» царицу Анастасью Прекрасную похитил нечистый дух. В сказке «Никита Кожемяка» царскую дочь похитил змей. В сказке А. Пушкина «Руслан и Людмила» Людмилу похищает Черномор.)

3) Как именно Аладдин побеждает магрибинца? (Хитростью.)

4) Как можно назвать черту, которая является главной в характере Аладдина? (Смышленность.)

5) Как вы думаете, какие сказки самые древние: где героя отличает прежде всего:

а) сила любви;

б) хитрость и мудрость;

в) необыкновенная физическая сила?

(Последовательность такая: в), б), а).)

6) Какие сказки кажутся вам самыми интересными?

2. Работа по картинке к главе 6.

– Посмотрите на картинку, которой открывается раздел «Самые настоящие чудеса»: как вы понимаете её смысл?

– Почему в этом разделе есть не только волшебные сказки, но и стихи С. Маршака, Д. Кедрина, К. Бальмонта, японских поэтов Ёса Бусона и Кобаяси Исса? (Поэты делятся своими впечатлениями от природы, которая является настоящим чудом.)

3. Работа с «Картинной галереей».

– Найдите в «Картинной галерее» картину Марка Шагала «Часы с синим крылом». (Зал 6.)

– Рассмотрите эту картину.

– Что может означать такое чудо?

– Почему эти чудесные, судя по всему, часы именно с крылом? («Время летит».)

– Почему на часах изображены фигурки влюблённых? (Для них время всегда летит незаметно: «Счастливые часов не наблюдают».)

– Почему крыло синего цвета, а не какого-нибудь другого? (Это цвет неба, вечности.)

– Важно ли, в какое время года и суток художник изображает эти чудесные часы? (Важно. Это зима и это ночь. В зимние ночи загадывают желания,  в это время могут, согласно поверьям, происходить чудеса.)

– Почему в небе изображена рыжая курица, а на земле – зелень и алые цветы, несмотря на зимний пейзаж? (Рыжая курица – это славянская тотемная птичка, то есть  волшебная птица, благовестница чуда. А цветы на снегу – это и есть настоящее рождественское чудо.)

IV. Итог урока.

– Какое чувство осталось у вас после такой творческой работы на уроке?

Домашнее задание.

Учитель дает учащимся список книг для внеклассного чтения на зимние каникулы. (Список даётся по усмотрению учителя с учётом индивидуальных особенностей учащихся класса и программы третьего года обучения по литературному чтению.)