Follow @Pyccstudy |
Цели:
показать
разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров,
настроений.
Ход
уроков
I.
Беседа с
учащимися по
вопросам:
1.
Какие
впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н.
А.
Некрасова?
2.
Какую роль в жизни поэта
сыграла его встреча с В. Г. Белинским?
3.
Расскажите о деятельности
Некрасова как редактора и журналиста.
4.
Что значит, по Некрасову,
«быть гражданином»?
На
протяжении всего
творческого пути у Некрасова было одно желание – донести свое
слово до народа, содействовать его
пробуждению. Поэт
сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным
задачам: «Мне
борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом». Поэт
считал, что каждый
честный человек должен
быть прежде всего гражданином – это значит
отдать всего себя борьбе за
народное счастье.
II.
Объяснение нового материала.
Слово
учителя.
Основные
темы и мотивы лирики Н.
А. Некрасова
Через все
творчество Некрасова проходит
образ дороги, которая является символом
крестного пути
России в поисках счастья и смысла жизни.
Нередко в
произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив
– встреча людей
различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга,
или же
враждебны по отношению друг другу.
Основные
темы лирики
Некрасова:
1.
Тема родины и
природы.
(«Тишина»,
1857 г.; «Рыцарь на
час», 1862 г.; «На Волге»,
1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.;
«Зеленый
шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)
«Родина».
Чтение
стихотворения.
Вопрос:
Какие воспоминания о детстве
поэта отразились в стихотворении?
«Рыцарь
на час».
Чтение
стихотворения.
Вопросы:
1)
Каким настроением проникнуто
стихотворение?
2)
Каков смысл названия?
3)
Какую роль играют в
некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола
Павла с
мечом?
«Родина»,
«Рыцарь
на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания
поэта о детстве, об
отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с
широкими
обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад,
дом. Это и вся
Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.
«Перед
дождем»,
«Зеленый шум».
Чтение
стихотворений.
(На примере
стихотворений покажите своеобразие
некрасовского пейзажа.)
Природа
у Некрасова всегда в
движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит
читателя из
мира природы («Перед дождем») в мир социальных
отношений – жандарм везет
арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и
сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.
В
«Зеленом шуме» нарисовать
прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую
природу.
2.
Изображение
тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького
человека», судьба
женщины-крестьянки.)
(«Поэмы:
«Коробейники», 1861
г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г.
Стихотворения: «В
дороге»,
1845 г.; «Тройка», 1846 г.;
«Еду ли ночью…» и др.)
Реализация
домашнего задания: прочитать
(наизусть) и проанализировать стихотворения «В
дороге», «Тройка». (Если класс
слабый, можно предложить после чтения стихотворений беседу по вопросам.)
«В
дороге».
Чтение
стихотворения.
Вопросы:
1)
О какой человеческой драме
мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?
2)
Что томит Грушу, кроме
работы?
3)
Почему она плачет – только
ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?
4)
Виновен ли муж-ямщик,
заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?
«В
дороге» – это
рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены
– несчастной
Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье.
Отданная
замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди
своих». «Сам крестьянин предстает
как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим
индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный
вариант,
личная судьба» [10. С. 153]. В стихотворении возникает образ
русской
проселочной дороги.
«Тройка».
Чтение
стихотворения.
Вопросы:
1)
Какое впечатление остается
после прочтения стихотворения?
2)
Почему Некрасов так горюет
из-за судьбы девушки?
3)
Какие две жизненные дороги,
открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?
4)
Что несет будущий страшный
мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре
ямщика?
Образ
«промчавшейся», «бешеной»
тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся,
неуловимой мечты,
ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место,
холопка!».
3.
Тема народного
заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике
Некрасов.
(«Памяти
приятеля», 1853 г.;
поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.;
«Пророк», 1874 г.; «Элегия»,
1874 г.; «Памяти
Добролюбова», 1864 г. и др.)
Реализация
домашнего задания:
прочитать наизусть
«Памяти Добролюбова», проанализировать
стихотворение.
«Памяти
Добролюбова».
Чтение
стихотворения.
Вопросы:
1)
Расскажите о времени
написания стихотворения.
Это
годы реакции, невероятной
жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской
«крестьянской
реформой». Некрасов «теряет» своих
друзей-единомышленников. Поэту потребовалось
немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.
2)
Каков идеал общественного
деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?
Это
человек, горячо любящий родину, мужественный,
сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа.
Некрасов
скорбит о рано ушедшем друге:
Какой
светильник разума угас!
Какое сердце
биться перестало!
4.
Тема декабризма.
Воспевание подвига декабристок.
Поэма
«Дедушка»
(1870).
Некрасов
обращается к эпохе
декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов
дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком
Сашей.
Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов
дедушки.
Поэма
«Русские
женщины» (1872–1873).
Состоит
их 2 частей: «Княгиня
Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
Некрасов прослеживает жизнь героинь,
рассказывает об их характерах. Поэт
открывает в лучших
женщинах дворянского круга
те же качества национального
характера, какие он
нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и
Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью
русских
женщин-декабристок.
5.
Тема любви.
«Я
не люблю иронии твоей…»,
1859 г.; «Мы с тобой бестолковые люда…»,
1851 г.; «Да, наша жизнь текла
мятежно», 1850 г. и др.
Чтение
стихотворений.
Вопрос:
Что нового внес Некрасов в
русскую любовную лирику?
Стихи,
посвященные
А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина –
друг и помощница в
борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает
«прозу» жизни. Рядом с
любящим героем появляется образ независимой героини,
иногда своенравной
и неуступчивой.
Стихи
Некрасова нередко
рассказывают о драматических страницах любви.
6.
Тема поэта и
поэзии.
(«Поэт
и гражданин», 1856 г.;
«Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.;
«Сеятелям», 1876 г.)
Вопрос:
Как смотрит Некрасов на роль
поэта и поэзии в обществе?
Главная
задача
поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л.
Толстому: «В нашем
отечестве роль писателя есть прежде всего роль
учителя, и по
возможности заступника за
безгласных и приниженных».
Домашнее
задание.
1.
Прочитать одну
из поэм Некрасова (по выбору).
2.
Сообщение.