Follow @Pyccstudy |
Цели:
показать
многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме «Кому
на Руси жить
хорошо»; помочь учащимся понять положительные и отрицательные
стороны народной
жизни (в изображении Некрасова); раскрыть особенности характера Гриши
Добросклонова, его понимание счастья; развивать умение характеризовать
образы-персонажи.
Ход
урока
I.
Беседа по вопросам домашнего
задания:
1.
Расскажите о
творческой истории поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить
хорошо».
2.
В чем
особенности жанра и
композиции «Кому на
Руси жить
хорошо»?
3.
Вспомните, как называются
главы поэмы. О чем они? Прочитайте понравившиеся строки.
4.
С какой целью собрались
мужики?
5.
Что заставило их
странствовать по Руси в поисках счастья? Нашли ли они счастливого
человека?
II.
Объяснение нового материала.
Слово
учителя.
Жизнь
народа и образы крестьян
В
центре произведения «Кому на
Руси жить хорошо» – собирательный образ русского
народа. Именно желание
изобразить события народной жизни, всю народную Русь повлекло Некрасова
к таким
картинам, где можно было бы собрать массу людей.
Поэт
с горечью рассказывает о
тяжелой жизни народа. Бесконечны, безмерны его страдания. Нищета,
вечный голод,
изнурительный труд, покорность… Но есть и положительное в
крестьянах –
трудолюбие, жажда воли, острый ум и смекалка, отзывчивость на чужую
беду.
На
страницах поэмы крестьянский
мир в движении, в обилии характеров, во всей своей непосредственности и
откровенности. Создается впечатление, что это «целое
крестьянское море».
«Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа,
– пишет Ю. В.
Лебедев. – В ней нет середины и меры, в ней все на пределе:
если уж радость –
так безудержная, если покаяние – так безутешное, если
пьянство – так
бесшабашное». На фоне этого огромного
«крестьянского моря» выделяются отдельные
яркие образы крестьян.
Вопросы
для обсуждения:
1.
Образы
крестьян-правдоискателей. Дайте характеристику одного из персонажей или
расскажите его историю.
2.
Что убеждает читателя в
правдоподобии изображаемых событий?
III.
Прослушивание рефератов или сообщений по темам.
Примерные
темы:
1.
Какие типические
народные черты показаны Некрасовым в образе Якима Нагого?
2.
Савелий – богатырь
святорусский.
3.
Что нового
в народное представление
о счастье вносит
Ермил Гирин?
4.
Матрена Тимофеевна – женщина
с сильным характером и «гневным» сердцем.
5.
«Народный заступник»
Гриша Добросклонов.
Образ
«народного
заступника» Гриши Добросклонова одновременно и очень реальный
(напоминает
многими чертами характера Н. Добролюбова), и в то же время обобщенный и
даже
условный. С одной стороны, он человек определенного «быта и
образа жизни» (Н.
Н. Скатов) [10]: сын «батрачки
безответной» и дьячка, жившего «беднее
захудалого последнего крестьянина» (Н. А. Некрасов),
потом семинарист и
хороший парень, любящий деревенских мужиков, готовый бороться за их
счастье и
желающий им всех благ. Но Гриша Добросклонов и более обобщенный образ
молодости, устремленной вперед, в будущее. Гриша видит, что русский
народ
пробуждается к борьбе. Путь «народного заступника»,
борца за народное счастье
труден, но прекрасен.
На
этот путь вступают лишь
«души сильные, любвеобильные». У Некрасова
по-настоящему счастливый человек –
тот, кто борется за благо и счастье народа, – Гриша
Добросклонов.
Домашнее
задание.
1.
Сочинение по
творчеству Н. А. Некрасова.
Примерные
темы:
1) «Я
лиру посвятил народу
своему…» (Некрасов).
2) Родина
в поэзии
Некрасова.
3) Стихотворение «Вчерашний
день, часу
в шестом…» или
«Элегия». (Восприятие, истолкование, оценка.)
4) Изображение
судьбы
русской женщины в произведениях Н. А. Некрасова.
5) Поэма
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасова –
энциклопедия русской народной жизни.
6) Проблема
положительного
героя в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2. Индивидуальное задание:
биография Н. Г.
Чернышевского.