Follow @Pyccstudy |
Цели:
вызвать
интерес учащихся к личности и судьбе Чернышевского; познакомить с
фактами
биографии писателя, повлиявшими на формирование его мировоззрения;
показать
роль Чернышевского в революционном
движении 60-х
годов XIX века, его
огромное воздействие на современников.
Наглядные
пособия: портреты
Н. Г. Чернышевского, фото-графии.
Ход
урока
Эпиграф
к уроку:
Чернышевский
– одна из прекраснейших по своей
законченности и широте человеческих натур, которая когда-либо жила на
свете.
А. В.
Луначарский
I.
Вступительное слово учителя.
Писатель-демократ
Н. Г. Чернышевский
Николай
Гаврилович Чернышевский
(1828–1889)
– ученый,
экономист, философ, литературный критик, писатель, революционный
демократ.
Жизнь Чернышевского, его личность и творчество (философское,
публицистическое и
литературное) – центральное явление 50–60-х годов
XIX века. Все крупнейшие
поэты и писатели второй половины XIX века испытали на себе воздействие
Чернышевского как литературного критика и теоретика искусства.
«Личность этого
человека так благородна, величественна и вместе так
симпатична и
прекрасна, деятельность его так чиста и сильна, влияние его так
громадно, что
чем более всматриваешься в черты этого человека, тем сильнее и сильнее
проникаешься безусловным уважением и любовью к нему. Гениальный ум,
благороднейший характер, твердость воли… сердце, открытое
сочувствию ко всему,
что прекрасно в мире… жизнь
без тени порока,
полная борьбы и деятельности, – все, чем может быть прекрасен
и велик человек,
соединились в нем», – писал когда-то Н.
Чернышевский о Г. Лессинге. То же
самое можно сказать и о нем самом.
II.
Рассказы учащихся о биографии Н. Г. Чернышевского.
1.
Детство и юность (1828–1846)
Родился
в 1828 г. в семье
саратовского священника Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены
Евгении
Егоровны, урожденной Голубевой. До 12 лет учился дома, под руководством
отца,
отличавшегося многосторонней образованностью. В семье Чернышевских с
большим
уважением относились к книгам. «Я сделался библиофагом,
пожирателем книг, очень
рано», – писал Чернышевский в
«Автобиографии».
В
1842–1845 гг. Чернышевский
учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки, в
том числе
и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким,
французским,
английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная
карьера не
привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.
В
1846 г. Чернышевский поступил
в Петербургский университет на отделение общей словесности философского
факультета.
2.
В Петербургском университете
Занятия
в университете
составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история,
политэкономия, эстетика, философия, политика, литература.
В
период учебы в университете
были выработаны основы мировоззрения Чернышевского. «Вот мой
образ мысли о
России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я и
знаю, что
долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего,
что, может
быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. –
что нужды?.. мирное,
тихое развитие невозможно».
3.
Н. Г. Чернышевский –
преподаватель
Саратовской гимназии (1851–1853)
В
апреле 1851 г. Чернышевский
вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая
деятельность
стала попыткой применить на практике те убеждения, которые
сформировались у него
в студенческие годы.
«У
меня такой образ мыслей, что
я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут
меня в
Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени. Я
делаю
здесь такие вещи, которые пахнут каторгою – я такие вещи
говорю в классе» [10.
С. 105], – признавался Чернышевский Ольге Сократовне
Васильевой, своей будущей
жене.
Чернышевский
рассказывал
гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о
революционных
событиях во Франции, о крепостном праве…
4.
Диссертация «Эстетическое
отношение искусства
к действительности»
Работа
была закончена в 1853
г., а публичная защита диссертации происходила 10 мая 1855 г.
Университетское
начальство всячески оттягивало защиту, так как считало работу и
спорной, и
«посягающей на общепризнанные основы философско-эстетической
науки»[10. С.
106]. Чернышевский считал необходимым разобраться, в каком соотношении
между
собой находятся действительность и искусство, что есть прекрасное в
жизни и
искусстве. Ему удалось сделать один из главных для его эстетической
теории
выводов: «Природа и жизнь выше искусства».
5.
Знакомство Н. Г.
Чернышевского с Н. А. Некрасовым (1853).
Работа в «Современнике» (1854–1862)
Под
руководством Чернышевского
и Некрасова, а с 1857 г. и Добролюбова определилось
революционно-демократическое направление журнала
«Современник». Чернышевский
вел отдел критики и библиографии, позже сосредоточился на политических
и
экономических темах. С 1859–1862 гг. возглавлял политический
отдел. В своих
статьях отстаивал интересы народа. «Избавьте нас от
Чернышевского – ради общего
спокойствия», – писал анонимный доносчик в охранное
отделение.
6.
Чернышевский в
Петропавловской крепости.
Гражданская казнь
7
июля 1862 г. Чернышевский был
арестован. Поводом послужила прокламация «Барским крестьянам
от их
доброжелателей поклон». Авторство приписали Чернышевскому,
хотя это установить
не удалось. 678 дней провел писатель в Петропавловской крепости, а
затем на
Мытнинской площади в Петербурге 18 мая 1864 г. над Чернышевским был
совершен фарсовый обряд
гражданской казни с
выставлением его к позорному столбу. На груди была
прикреплена дощечка с
надписью «Государственный преступник». Чернышевский
был лишен всех прав
состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с
последующим
поселением в Сибири.
7.
В ссылке (1864–1883)
Кадаинский
рудник Нерчинского
горного округа, город Вилюйск – места пребывания осужденного
Чернышевского.
Тяжелейшие условия жизни. Предпринимались неоднократные попытки
освобождения
Чернышевского, но все они не удались.
«Освобождение» пришло после убийства
народниками Александра I.
8.
Последние годы жизни
В
Астрахани – жизнь под
надзором полиции в течение 6 лет.
В
Саратове – последние месяцы
жизни. Чернышевский не
терял бодрости духа. Он, по своим собственным словам,
«переводил, писал,
думал».
Домашнее
задание.
Чтение
романа «Что делать?».