Follow @Pyccstudy |
Цели:
расширить
представления учащихся о «новых людях», помочь
почувствовать их самобытность,
красоту, богатую и напряженную умственную жизнь; проследить по тексту
превращение Рахметова в «особенного человека»;
выяснить, что общего между
Рахметовым и «новыми людьми», чем он от них
отличается; рассмотреть, как
показано будущее в романе.
Ход
урока
I.
Беседа с учащимися по
вопросам:
1.
Кого мы
относим к «новым
людям» и для
чего показаны их биографии?
2.
Что общего в судьбах
Лопухова и Кирсанова?
3.
Почему, на ваш взгляд, автор
сознательно подчеркнул в своих героях качество обыкновенности?
4.
С какой целью введена в
роман фигура
Рахметова?
5.
Какие обстоятельства жизни
Рахметова способствуют превращению его в «особенного
человека»?
6.
Как показана сложность
душевной жизни Рахметова?
7.
Что общего
у Рахметова с
«новыми людьми», чем
он отличается
от них?
8.
В чем смысл жизни Веры
Павловны?
9.
Как показано будущее в
романе?
II.
Сообщение учащихся о главных героях романа.
Выводы.
Своим романом «Что делать?» Чернышевский отвечает,
что делать, чтобы
приблизить «светлое и
прекрасное»
будущее. Он
создает образы обыкновенных
«новых людей»,
которые
знают, как это сделать.
Лопухов
и Кирсанов
– разночинцы, гордящиеся своим происхождением. Они много
читают, занимаются медициной, увлекаются естественными науками. Это
люди
сильной воли и большого ума, с чувством собственного достоинства. (Эти
качества
сближают «новых людей» Чернышевского с тургеневским
«лишним человеком»
Базаровым.)
В
отличие от Базарова, Лопухов
и Кирсанов любят и понимают искусство, умеют чувствовать красоту
природы. Они
не одиноки. Чернышевский упоминает и о студенческой молодежи,
окружающей
Лопухова и Кирсанова, и об офицерах, близких к Рахметову. Рядом с
«новыми людьми»
еще один положительный герой – автор.
Н.
Чернышевский пишет о
Лопухове и Кирсанове как о людях нового типа: «Каждый из них
– человек
отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и
если
возьмется, то… так, что оно не выскользнет из рук; это одна
сторона их свойств;
с другой стороны, каждый из них – человек безукоризненной
честности, такой, что
даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на
этого человека во
всем безусловно?». Это ясно, как то, что он дышит грудью;
пока дышит эта грудь,
она горяча и неизменна, – смело кладите на нее свою голову,
на ней можно
отдохнуть».
Необходимо
отметить, что
Лопухов умеет общаться с молодежью, увлечь
ее. Он пропагандист.
Кирсанов – талантливый
ученый, борец
в науке.
Вера
Павловна,
как и большинство «новых людей», рано начала
работать,
преодолевать невзгоды и трудности. Для нее недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она
хочет жить для
народа, бороться за освобождение
других женщин.
Ее невозможно
заставить что-либо делать против воли. Личное счастье
«невозможно без
счастья других». (Таков взгляд писателя на роль
женщины в обществе.)
Рахметов
в романе Чернышевского – «особенный
человек»,
«ригорист», человек «другой
породы» (то есть профессиональный революционер,
вождь). Автор пишет: «Я встретил до сих пор только восемь
образцов этой породы
(в том числе двух женщин)».
Рахметов
по своему
происхождению – дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ
он – демократ.
Умный,
одаренный, отличающийся
редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной
работе.
Огромно его желание освободить от угнетения народ. «Мало их,
но ими расцветает
жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают
всем
людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и
добрых людей,
а таких людей мало… Это цвет лучших людей,
это двигатели двигателей, это
соль соли земли», – пишет с восхищением Н.
Чернышевский.
III.
Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
Примерные
темы:
1.
Что же
«прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в
«Четвертом сне»?
2.
Размышления над
афористическим высказыванием Чернышевского: «будущее
светло и прекрасно…».
3.
Вера Павловна и
организованные ею мастерские.
Домашнее
задание (по
группам).
Биография
Салтыкова-Щедрина:
1)
Детство и юность сатирика.
2)
Начало литературной
деятельности.
3)
«Губернские очерки» (обзор).
4)
Салтыков-Щедрин на
государственной службе.
5)
Работа в «Современнике» и
«Отечественных записках».
6)
Сказки «Дикий помещик»,
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил».