Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с личностью писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина, с важнейшими
страницами его жизни, сложным, но интересным литературным наследием;
показать
связь Салтыкова-Щедрина с сатириками-предшественниками (Фонвизиным,
Грибоедовым, Гоголем); вспомнить ранее прочитанные произведения
сатирика,
определить, какие пороки обличает автор в сказках «Дикий
помещик», «Повесть о
том, как один мужик двух генералов прокормил».
Наглядные
пособия:
портреты М. Е.
Салтыкова-Щедрина, выставка книг, иллюстрации к произведениям.
Ход
уроков
Эпиграф
к урокам:
Я люблю
Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить
себя где-либо, кроме России.
М. Е.
Салтыков-Щедрин
I.
Вступительное слово учителя.
Жизнь
и творчество М. Е.
Салтыкова-Щедрина
Михаил
Евграфович
Салтыков-Щедрин (Николай Щедрин – псевдоним)
(1826–1889)
– публицист, критик, писатель-сатирик, пришедший в
русскую литературу, чтобы сказать свое веское слово,
отдать свои силы
борьбе с крепостничеством и с самодержавным строем, с миром диких
помещиков и
глупых генералов. Писатель много лет своей жизни
отдал
государственной службе, он
в меру сил
защищал интересы
русского мужика,
укрощал бесчинства помещиков, вызывая ненависть официальных кругов
России,
которые называли его «вице-Робеспьером».
Салтыков-Щедрин
– человек
необычайной работоспособности. Работа для него –
непреодолимая потребность. «Он
не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание
отдохнуть, ни
знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от
этого… Он
садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком
«страничку – другую,
сколько мог» (С. Н. Кривенко).
Обратимся к
портретам писателя (Один из самых известных
создан И. Н.
Крамским в 1887 г.)
К.
К. Михайловский:
«Внешность Салтыкова-Щедрина усиливала впечатление его
грубоватой манеры: резкая
перпендикулярная складка
между
бровей на прекрасном открытом и высоком лбу, сильно выпуклые, как бы
выпяченные
глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза
собеседнику, грубый
голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою
почти
по-детски добродушной улыбкой, что даже люди, мало знавшие Щедрина, но
попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа
кроется
«под его угрюмой внешностью».
А.
В. Луначарский:
«Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая
суровость!
Какие глаза судьи! Какая за всем этим чувствуется особенная, подлинная
доброта!
Как много страдания, вырезавшего морщины на этом лице, поистине лицо
подвижника!»
М.
Е. Салтыков-Щедрин –
гениальный писатель-сатирик. Все, что он делал и писал, это во имя
любви к
своей родине, своему народу. Он бесконечно верил в силы и возможности
человека,
в торжество добра и справедливости.
«Не
давайте окаменеть… сердцам
вашим, вглядывайтесь часто и пристально
в светящиеся точки,
которые мерцают в перспективах будущего»,
– говорил Щедрин, обращаясь с
горячим приветом к молодым читателям России.
II.
Реализация домашнего задания (рассказы
учащихся).
1.
Детство и юность будущего писателя
Родился
15 января 1826 г. в
селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Властной и
расчетливой помещицей была мать – Ольга Михайловна, отец же
Евграф Васильевич
Салтыков – слабохарактерный человек. В атмосфере вражды,
лицемерия и жестокости
прошло детство будущего сатирика.
М.
Е. Салтыков-Щедрин: «Я видел
глаза, которые ничего не могли выражать кроме испуга, я слышал вопли,
которые
раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного
деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в
свое
время не причинила бы мне боли».
1836–1844
г. Салтыков-Щедрин
учился в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском
лицее. «Для
нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных…
Вральманы пичкали
нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания
есть
исполнение начальственных предначертаний», –
вспоминал Салтыков об учебе в
лицее.
Но
тем не менее лицеисты жили напряженной духовной
жизнью: читали запрещенные книги, слушали пламенные речи
В. Г. Белинского («То было время поклонения
Белинскому»), спорили о
будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В.
Петрашевским
переросло в дружбу.
2.
Начало литературной деятельности
Повести
«Противоречия»
(1847) и «Запутанное дело»
(1848). В них писатель затронул тему
социального неравенства и выступил с критикой существующего строя. Иван
Самойлович Мичулин («Запутанное дело») –
«маленький» человек, доведенный нуждой
и голодом до отчаяния: «Россия – государство
обширное, обильное и богатое, – да
человек-то иной глуп, мрет себе
с голоду в
обильном государстве!»
– сказал
Иван Самойлович.
Повесть наполнена
негодованием против угнетения
человека человеком.
Прогрессивные идеи
в первых повестях
привели в гнев
реакционные
круги общества. А Николай I усмотрел в произведениях Салтыкова
«стремление к
распространению идей, потрясших
уже всю Западную Европу».
Высказывание
одного из
современников писателя: «Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные
сочинения. Тут ничего
больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и
знатных».
Несмотря
на то что Салтыков
служил чиновником в канцелярии военного министерства, по решению
Николая I был
арестован и сослан в Вятку под надзор полиции.
«Вятский
плен» продолжался
около восьми лет. После смерти Николая I Салтыков возвратился в
Петербург с
огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни
господствующих классов: «Я
видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а
как-то
машинально впитывал их телом, и только по выезде из Вятки и по
возвращении в
Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал
изобразить
пережитое в «Губернских очерках» [10. С. 277].
3.
«Губернские очерки» (1856–1857)
Вышли
в журнале
«Русский вестник» под псевдонимом –
Николай Щедрин. Это произведение –
разностороннее исследование провинциальной жизни.
В «записках»
Н. Щедрина, пейзажах, зарисовках,
сценах и лирических монологах перед
читателем открылся
мир несправедливости и насилия, мир чиновников-хищников,
купцов-стяжателей,
взяточников и казнокрадов.
Автор
обличал не отдельные лица
и не «частные» злоупотребления властей, а
самодержавно-крепостническую систему
в целом.
В
«Губернских очерках»
наметились такие черты писательской индивидуальности Салтыкова-Щедрина,
которым
еще предстояло развиться в последующих произведениях. Это
«живое ощущение
времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть
явления,
отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к иронии» [10. С.
281].
4.
М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе
В
Министерстве
внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной
палаты
– в Пензе, Туле, Рязани).
Справедливый
и принципиальный,
Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало
нарушений,
возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами,
отстранить от службы погрязших в должностных преступлениях местных
чиновников.
Современник
писателя С. Н.
Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в
высшей степени правдив и
человечен... Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал.
Несмотря
на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не
тяготились,
потому что он всякого ценил по достоинству…»
Отношение
Салтыкова-Щедрина к
крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее половинчатый
характер,
писатель «предвидел и далеко идущие
последствия юридической ликвидации
крепостного рабства»
[20. С. 46].
5.
Работа М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике»
и «Отечественных записках»
С
1862 года Салтыков-Щедрин
работает в «Современнике», а с 1868 года сначала
вместе с Некрасовым, а с 1878
года после смерти Некрасова возглавляет «Отечественные
записки». Журнальной
деятельности писатель-сатирик отдает все свои силы и знания.
Служба
для писателя
закончилась. В чине действительного статского советника М. Е.
Салтыков-Щедрин
ушел в отставку: «…о времени моей службы я
стараюсь забыть… Я – писатель, в
этом мое призвание».
6.
Создание произведений «История одного города»
(1869–1870);
«Господа Головлевы» (1875–1880);
«Пошехонская старина»
(1887–1889); «Сказки (для детей изрядного
возраста)»
В
условиях постоянных цензурных
гонений Салтыков-Щедрин умел говорить читателям правду.
В
апреле 1884 г. «любимое
детище» Салтыкова-Щедрина – журнал
«Отечественные записки» был закрыт навсегда.
«Теперь у меня все… отняли. Можно ли представить
себе что-нибудь более
жестокое, унизительное, позорное», – писал он.
Последние
пять лет жизни
писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя одиноким.
Единственным спасением
была работа.
«Он работал…
до последнего вздоха…
продолжая выпускать
произведение
за произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле
битвы», –
рассказывал один из современников писателя-сатирика.
«Пошехонская
старина»
– итоговое произведение
писателя, завещание людям. М. Е. Салтыков-Щедрин незадолго до смерти
написал
«завет» своему семнадцатилетнему сыну Косте:
«Милый Костя, так как я каждый
день могу умереть, то вот тебе мой завет: люби мать и береги ее, внушай
то же и
сестре… Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в
жизни. Вот и все.
Любящий тебя отец. Еще паче всего люби родную литературу и звание
литератора
предпочитай всякому другому»*.
7.
Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил» (1869)
Вопросы:
1)
Какими изображает автор
генералов и
помещика? Как и в чем
проявляется авторское отношение к генералам и помещику?
2)
Каким изображает
Салтыков-Щедрин русского мужика?
3)
Что в сказках правдиво
отражает действительность тогдашнего времени?
4)
Над чем смеется автор? Какие
человеческие пороки отмечает?
Домашнее
задание.
1.
Чтение «Истории одного
города» (главы «Опись градоначальникам» и
«Органчик», «Подтверждение
покаяния»).
2.
Биография писателя.