Follow @Pyccstudy |
Цели:
дать общую
характеристику произведения, определить его жанр, проблематику;
рассмотреть
содержание глав «Органчик» и
«Подтверждение покаяния»; выяснить, как рисует
писатель взаимоотношения народа и его градоначальников; за что корит
сатирик
народ; какие художественные средства использованы в произведении.
Ход
урока
I.
Беседа по домашнему заданию.
Вопросы:
1.
Какие факты
биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?
(Его
трудное детство, страшные картины помещичьего произвола, семейного
деспотизма.
Учеба в Царскосельском лицее, дружба с Петрашевским, поклонение
Белинскому,
служба в Министерстве внутренних дел, вице-губернаторство, активная
работа в
«Современнике» и «Отечественных
записках».)
2.
Каким человеком
представляется вам М. Е. Салтыков-Щедрин?
(Это человек необыкновенной работоспособности, с высокой
требовательностью к
себе, принципиальный и независимый по отношению к начальству,
«прокурор
общественной жизни», «защитник народных
прав», гениальный писатель-сатирик.)
3.
Как вы понимаете смысл слова
«сатира»? (Это обличительное литературное
произведение, изображающее
отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.
И. М. Сеченов
назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и
недугов».)
4.
Как вы
понимаете значение слов:
гротеск, гипербола,
«эзопов язык»? (Гротеск –
изображение
действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение
реального с
фантастическим, страшного со смешным); гипербола
– средство
художественного изображения, основанное
на преувеличении; «эзопов
язык» (Эзоп –
древнегреческий баснописец,
создатель жанра басни)
– вынужденное
иносказание, художественная
речь, насыщенная недомолвками
и ироническими намеками.)
II.
Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного
города» (1869–1870).
Вопросы:
1.
Когда и где происходят события «Истории одного
города»? (Город Глупов.)
2.
Расскажите о глуповцах и
градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова
роль главы «Опись
градоначальникам»
в произведении?
3.
Какие сходные черты можно
отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?
4.
Расскажите о художественных
средствах, использованных писателем в «Истории одного
города». Приведите
примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов
язык», смешение времен, пародирование
законодательных документов, стилизация летописного слога.)
5.
В чем смысл соединения
реалистического и фантастического в образах градоначальников?
6.
Глава «Органчик». Что
подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в
органчике
только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?
7.
Глава «Подтверждение
покаяния». Чем завершается проект преобразования города
Глупова в Непреклонск?
Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?
8.
Прокомментируйте финал
«Истории одного города».
9.
Определите жанр
произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись,
сатирические
очерки.)
«История
одного
города» – величайшее сатирическое произведение,
«наполненное» подлинными
событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного
обобщения.
Автор
обратился к историческому
прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй.
За
городом Глуповым «проступают» контуры Российского
государства с его горестями,
уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным
народом. Последняя сцена смерча и ее гневно-очистительный итог
сатирически
многозначны. Великий сатирик не решается предсказать, чем может
смениться
глуповское царство. Может, наступившая катастрофа не принесет с собою
ничего
положительного? Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее. «Оно
пришло…
История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают,
что Оно – это
грядущая революция.
«История
одного города» – это сатира на государственный
строй России 70–80-х годов XIX века.
И.
С. Тургенев:
«История одного города», в сущности, сатирическая
история русского общества.
Домашнее
задание.
1.
Чтение романа
«Господа Головлевы». Гл 1–3.
2.
Рассказать, как складывается
судьба Головлевых: Арины Петровны, ее мужа, сыновей, дочери, племянниц.
3.
Найти и зачитать описание
природы. Какое настроение создает «щедринский
пейзаж»? Как помогает понять идею
произведения?