Follow @Pyccstudy |
Цели:
проследить,
как Салтыков-Щедрин показывает процесс омертвения
душ
крепостников-помещиков,
как формируется
психика лицемера-стяжателя
Иудушки Головлева; выяснить, какую роль в судьбе головлевского семейства
играет Иудушка; в чем смысл финала
щедринского романа.
Ход
уроков
I.
Беседа с учащимися по
вопросам:
1.
С какой целью
Салтыков-Щедрин избрал жанр семейной хроники?
2.
Покажите роль композиции
произведения и ее значение в раскрытии идейного содержания.
3.
Какие важные исторические
события вторгаются в жизнь Головлевых, какой отпечаток накладывают они
на
судьбу каждого члена семьи?
4.
В чем смысл жизни Арины
Петровны?
М.
Е.
Салтыков-Щедрин показывает, как происходит постепенное разложение и
вымирание
помещичьего рода. Этому способствует избранный писателем жанр семейной
хроники.
Автор превращает семейную хронику Головлевых в
социально-психологический роман.
Композиция
романа подчиняется замыслу автора – показать гибель
помещиков-крепостников. Каждая глава заканчивается смертью одного из
головлевского рода. Постепенно вся власть и богатство оказываются в
руках
ловкого, жестокого и расчетливого Иудушки. Процесс капитализации России
ускоряет распад «дворянского гнезда» Головлевых.
II.
Работа над образом Иудушки Головлева.
Вопросы:
1.
Кто из сыновей
Арины Петровны и чем именно походит на свою мать?
2.
Какие чувства возникают у
хозяйки имения к Порфирию? Что настораживает Арину Петровну в сыне?
3.
Опираясь на текст
произведения, объясните, почему Порфирий получил прозвище Иудушки?
4.
Каково отношение Арины
Петровны к другим детям? Почему она боится
возвращения Степана в
Головлево? Чем Павел не похож на своих братьев?
5.
Расскажите о формировании
характера Иудушки. Как он выражает родственные чувства? Назовите
основные черты
характера героя.
6.
Где служил Порфирий
Головлев? (Около 30 лет он прослужил чиновником в одном из
департаментов
столицы. Он постиг все тайны интриг, научился разбираться в людях,
использовать
их «слабые струнки» в своих корыстных целях.)
7.
Какая особая сила,
заключенная в Иудушке, служит источником гибели окружающих? Почему же
он
оказывается «самым живучим»?
8.
Последняя глава романа. Какая
сила вдруг заставляет Иудушку очнуться? Как сам автор объясняет
случившееся с
героем превращение? Как кончает жизнь Иудушка Головлев?
9.
В чем смысл финала романа?
10.
Какие художественные приемы
раскрытия образа героя использует автор? (Авторская
характеристика, главный
жизненный стимул героя, определяющий его поведение в различных
ситуациях,
предсмертное просветление и смерть.)
М.
Е.
Салтыков-Щедрин прослеживает формирование характера Иудушки.
Жадность и
изворотливость проявились уже в детстве. Умение наушничать, лебезить и
заискивать с «милым другом маменькой» позволили
Порфирию Головлеву
прибрать к
рукам капиталы матери. Иудушка – «просто человек,
лишенный всякого нравственного
мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных
прописях. Он сутяга, лгун и пустослов…» (Салтыков-Щедрин).
Вот
одна из портретных
зарисовок Иудушки Головлева: «…глаза…
источают чарующий яд… голос его, словно
змей, заползает в душу и парализует волю человека». Как
портрет, так и речь
Иудушки – важнейшие средства сатирического заострения образа.
Образ
Иудушки –
лицемера-стяжателя, предателя и пустослова – крайнее
выражение пошлости и
низости, до каких может скатиться человек. Этот образ огромной
обобщающей силы.
Автор заставляет читателей ненавидеть, «презирать своего
героя и одновременно
не забывать, что зло в человеке не бывает безнаказанным. Самое страшное
–
запоздалое пробуждение совести, когда уже ничего нельзя исправить.
Домашнее
задание.
1.
Чтение сказок
«Премудрый пескарь», «Медведь на
воеводстве», «Вяленая вобла». Что
высмеивает в
них сатирик?
2.
Объяснить значение слов: фантастика,
гротеск, сатира, пародия, ирония, «эзопов язык»,
сарказм, литота.