twitter ВКонтакте facebook

Контрольная работа по литературному чтению за I полугодие

Организация работы.

Контрольная работа выполняется на уроке одновременно всеми учащимися в индивидуальном порядке. Тексты контрольных работ, вопросы и задания к ним предоставляются каждому учащемуся в отпечатанном виде. Задания и вопросы к каждому тексту учитель читает вслух, а потом дети перечитывают их про себя. При замере скорости чтения учитель даёт первый сигнал через несколько секунд после начала чтения и второй – через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отмеченном отрывке подсчитывает учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом.

Работа 1

Слава часто ходил на лыжах в лес. Не думайте, что Слава был хороший лыжник, совсем нет! Не для того, чтобы стать лыжником-чемпионом, отправлялся он в лес. Он шёл тихо, не торопясь, ко всему приглядывался, прислушивался…

А как красиво зимой в лесу! Куда ни глянешь – все кругом покрыто мягким, пушистым снегом, а присмотришься к заиндевевшим веткам деревьев – и увидишь замысловато-сказочные узоры: диковинные фигурки зверей, птиц, каких-то гномиков… Славе нравится их разбирать.

В лесу тихо-тихо. Идёшь – только снег под лыжами поскрипывает, а остановишься – тут сразу все звуки лесные услышишь. Вот где-то сверху попискивают невидимые синицы, одиноко стучит дятел.

Слава знает и этого дятла, и место, где он стучит, – там, на старом, засохшем дереве, в расщелине сука, у него устроена «кузница». Видно, принёс туда еловую шишку, вот и долбит.

Совсем рядом со Славой пролетела стайка хохлатых свиристелей и скрылась среди деревьев, застрекотала сорока…

(По В. Чаплиной.)

1) Прочитай текст вполголоса.

2) По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3) Из какого предложения понятно, почему Слава не стремился кататься на лыжах быстро? Подчеркни это предложение одной чертой.

4) Какие чудеса увидел Слава в обычном зимнем лесу? Подчеркни место, где об этом говорится, волнистой линией.

5) Какие лесные звуки услышал Слава? Подчеркни строчки, из которых это понятно, двумя чертами.

6) Из какой части текста понятно, что Слава знаком с лесными обитателями и знает их повадки? Обведи эту часть строчки.

7) В какую главу учебника можно поместить этот текст: «Такой незнакомый знакомый мир»; «Мир просит тебя: открой меня заново»; «Самые настоящие чудеса»? Нужное подчеркни.

8) Как ты думаешь, является ли этот текст отрывком рассказа или сказки? Нужное подчеркни.

Работа 2

Галка и кувшин

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

(Л. Толстой.)

 

1) Прочитай басню вполголоса и про себя.

2) В этой басне есть мораль: да или нет? Нужное обведи.

3) Какой может быть мораль этой  басни?

а) галка – очень умная птица;

б) из любой сложной ситуации есть выход.

Нужную букву обведи.

4) Как ты думаешь, какая из пословиц выражает смысл этой басни?

а) терпение и труд всё перетрут;

б) не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Нужную букву обведи.

Работа 3

Катерок

(отрывок)

           Солнце за море садится,

           Машет рыжей головой.

           В синем море по границе

           Ходит важный часовой:

           Тёмно-серый,

           Аккуратный

           Катерок сторожевой.

           Пушка,

           Будто бы игрушка,

           На носу его стоит.

           На корме – другая пушка,

           Злая, тощая старушка,

           На подружку

           Не глядит:

           Сгорбилась, как под дождём,

           Под брезентовым плащом.

           ……………………………………

           Хорошо, когда лягушки

           Тараторят без конца,

           Хорошо, когда старушки

           Соберутся у крыльца –

           Повздыхают,

           Поболтают,

           Пусть –

           Друг дружку побранят…

           Горе людям,

           Если пушки

           На земле заговорят.

                              С. Козлов

1) Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.

2) Найди и подчеркни одной чертой те строчки, которые помогают поэту создать образы-олицетворения.

3) Найди сравнения и подчеркни их волнистой линией.

4) Какие строчки в этом отрывке можно считать главными, самыми важными по смыслу? Подчеркни эти строчки двумя чертами.

Указания для учителя

В работе 1 (вопрос 7) правильным нужно считать любой вариант ответа, а также все три варианта одновременно.

Уровни выполнения работы.

1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80–90 слов в минут):

4-й уровень – 80–90 слов в минуту, целыми словами;

3-й уровень – 70–80 слов в минуту, целыми словами;

2-й уровень – 60–70 слов в минуту, целыми словами;

1-й уровень – менее 60 слов в минуту, безотрывно по слогам.

2. Понимание содержания прочитанного, умение ориентироваться в тексте, способность воспринять текст в контексте проблематики глав учебника:

4-й уровень – верно выполнены работа 1 (задания  3, 4, 5, 6, 7), работа 3 (задание 4);

3-й уровень – работа 1 (вопросы 3, 4, 6) выполнена неверно или с ошибками;

2-й уровень – на четыре из шести вопросов дан неверный (неточный) ответ;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

3. Владение литературоведческими понятиями, узнавание литературных приёмов:

4-й уровень – верно выполнены работа 3 (задания 2, 3), работа 2 (задание 2);

3-й уровень – на один из трёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

2-й уровень – на два из трёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены с ошибкой.

4. Различение литературных текстов по жанровой и стилистической принадлежности; понимание жанровой специфики басни:

4-й уровень – верно выполнены работа 1 (задание 8), работа 2 (задания 2, 3, 4);

3-й уровень – на один из четырёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

2-й уровень – на два из четырёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно