Follow @Pyccstudy |
Цель:
выяснить, кто
такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они
«помогают» раскрыть характер
главного героя.
Ход
урока
I.
Беседа с учащимися.
Вопросы:
1.
Каковы
социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?
2.
Объясните, в чем суть идеи
Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.
3.
Почему убийству предшествует
сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?
4.
В чем убеждает нас поведение
Раскольникова во время убийства?
Теория
Раскольникова антигуманна. Убийство – страшное преступление,
его невозможно
«рассчитать». Раскольников убивает
старуху-процентщицу и вместе с ней лишает
жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и
оскорбленных», ради
которых он и решился на преступление.
Герой
Достоевского испытывает
невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников
«терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство
или в ужасный
страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и
чувство одиночества,
разъединенности, разобщенности с внешним миром.
Художественный
прием сна
использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя.
Видения
и сны помогают писателю
«добраться до скрытых тайников души своих героев»,
– пишет Н. С. Прокурова
[23]. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и
глубоко
раскрывается натура Родиона Раскольникова.
II.
Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
Примерные
темы:
1.
Лужин – подлец
«по убеждению», маленький
«Наполеон».
2.
В чем смысл сопоставления
Лужина и Раскольникова?
3.
Свидригайлов и его жизненная
позиция вседозволенности.
4.
В чем причина самоубийства
Свидригайлова?
5.
Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и
Свидригайловым?
Лужина
и Свидригайлова
часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.
Первое
впечатление
Раскольникова о Лужине Петре Петровиче,
что этот немолодой
господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение,
отношение к людям, Дуне и ее
матери убеждают, что Лужин – равнодушный, расчетливый,
себялюбец с мелкой,
грязной душонкой.
Он
открыто проповедует эгоизм и
индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих
поступках, с
особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и
рассуждениях его
после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил
он добытые трудом и
всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше
его».
«Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном
интересе
основано». «…куражился до последней
черты».) О том, что этот грязный делец
возлюбил «прежде всего одного себя»,
свидетельствует его холеная, щегольская
внешность. «Он – нувориш,
он блестел,
как начищенный медный грош… Лужин только начал выходить из
грязи и внешним
блеском старался подчеркнуть свое новое богатство… его душу
поразил грех
гордыни, самовозвеличивания,
самолюбования», – пишет исследователь
творчества Ф. М. Достоевского
Н. С. Прокурова [21].
Лужин
живет по принципу: «все
дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина
безукоризненны с
точки зрения господствующих законов и морали «сильных
мира». Для достижения
своих эгоистических целей он готов «преступить все
препятствия». В этом теория
Лужина схожа с теорией Раскольникова.
Аркадий
Иванович
Свидригайлов – сложный и противоречивый
герой
романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает
«сладострастный»,
«похотливый»). Его прототипом считается уголовник
Омской
тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.
Свидригайлов
– помещик, далекий
от всяких моральных принципов. На его совести не одна загубленная жизнь
(«самоубийство» девочки, гибель дворового человека
Филиппа, неожиданная и
загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он
совершенно
спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну
Раскольникова,
не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его,
«на путь
истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении
никакой трагедии.
При встрече с
Раскольниковым Свидригайлов улавливает в состоянии его
души «какую-то
отправную точку», нечто общее с собой.
Основные
черты Свидригайлова –
вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.
Роль Свидригайлова
в романе велика:
сблизив Раскольникова и Свидригайлова,
предоставив им возможность
общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою
«получше
вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его
души,
содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь –
«одного поля
ягоды».
Однако иногда
Свидригайлов совершает и
добрые дела «от
скуки». (Дает деньги на похороны
Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют,
восстанавливает
доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально
Свидригайлов –
человек совести. В редкие минуты «пробуждения и
просветления» он спешит делать
благородные поступки. Но… его испортило, извратило общество.
Встреча
Свидригайлова и
Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых
захватывающих сцен
романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей
любовью к ней.
И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из
жизни
опустошенным. Его смерть – результат последовательного
освобождения себя «от
всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что
без веры в добро, истину,
без цели в жизни жить нельзя.
В
чем смысл сопоставления
Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои –
эгоисты,
самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает
теорию
Раскольникова о праве сильной личности. «В то же время
отношение Раскольникова
к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к
«сильным мира
сего», – пишут И. В. Золотарева и Т. И.
Михайлова [9]. Раскольников не
может принять мир людей, живущих по его же теории.
Домашнее
задание
(по группам).
1.
История жизни Р.
Раскольникова и Сони Мармеладовой.
2.
Поединки
Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Перечитать:
часть
III, глава 5,
часть
VI, главы 5–6,
часть
VI, глава 2.
3.
Финал романа.
Каково место Сони
в раскрытии
образа Раскольникова?