Follow @Pyccstudy |
Цели:
раскрыть
перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные
муки;
рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с
Раскольниковым;
выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с
повинной»; помочь
учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного
возрождения
Раскольникова через веру и любовь.
Ход
урока
I.
Беседа о главном герое
романа.
Вопросы:
1.
Кто такой Родион
Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.
2.
В чем суть философии
Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление? (Суть
философии
Родиона Раскольникова:
– человек
и общество
преступны, поэтому понятия «преступление» не
существует;
– страстное
желание
Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не
выбирая
средств;
– трансформация
желания
помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;
– теория,
разделяющая
людей на две категории. Статья Раскольникова «О
преступлении»;
– соединение
протеста
против несправедливого мира с теорией сильной личности;
– теория
овладевает
Раскольниковым, избавиться от нее можно, только
проверив на деле,
то есть совершив
преступление (см. [13. С. 118]).)
3.
С какой целью Достоевский
сталкивает Раскольникова с разными людьми? (С
«сильными мира», матерью,
сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)
4.
Главное место в произведении
занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В
чем оно
заключается? Справедливо ли оно?
5.
Почему, на
ваш взгляд, Достоевский
сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а
искреннего
страдальца, героя с добрым сердцем?
Наказание
Раскольникова начинается еще до преступления.
Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку,
усугубляются в
момент убийства и многократно увеличиваются после него.
Муки
совести Раскольникова,
сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного
преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с
героем мы
испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при
встрече
с родными людьми – матерью и сестрой Дунечкой.
Для
Достоевского важно
показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко
всем
скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло
себе и
другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к
нравственным
мучениям, безысходным страданиям, к духовной смерти.
II.
Работа над содержанием романа.
Психологические
поединки
Раскольникова
со следователем Порфирием Петровичем
Часть
III, глава 5. Первая
встреча
Раскольникова со следователем. (Пересказ
или чтение по
ролям.)
Умный
и наблюдательный Порфирий
Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной
личности,
«вникая во все мелочи и уточняя детали» [23.
С. 174]. Обращает на себя
внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники.
Это
«начало борьбы, проба сил, первые подозрения» [13.
С. 124].
Часть
IV, главы
5–6.
Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого
признать
свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство
Порфирия
Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего
накала. Измученный,
исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои
позиции», а ситуацией
овладевает проницательный следователь.
Часть
VI, глава 2.
Третья встреча. (Пересказ или чтение по ролям.) Раскольников
уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то
освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо
обвиняет
Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же
убил?» – следователь
отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили, Родион
Романыч!» Он предлагает
Раскольникову «явку с повинной».
III.
Обсуждение финала романа, встречи Родиона Раскольникова и Сонечки
Мармеладовой.
Вопросы:
1.
Раскаялся ли
Раскольников в своем преступлении?
2.
Расскажите о встречах
Раскольникова с Сонечкой. Что общего в их судьбе? (Часть IV, глава 4;
часть V,
глава 4; часть VI, глава 8.) Что значат для Раскольникова эти
встречи?
3.
Какую роль в духовном
возрождении героя сыграла Соня?
4.
Почему каторжане ненавидят
Раскольникова?
5.
«Мир спасет
красота», – считает
Достоевский. Как вы
это понимаете?
Сонечке Мармеладовой
суждено привести
Родиона
Раскольникова к покаянию и возрождению.
В героине поражают
убежденность в своей правоте,
самоотверженность, огромная
любовь к людям, стремление помочь им.
Видя терзания
Раскольникова, сочувствуя ему
всем сердцем, она, робкая и тихая,
советует Раскольникову
принять страдание и «искупить себя им».
«Раскольников
не осознал свой
грех, не раскаялся, но по настоянию Сони он все-таки идет на площадь и
несет
туда свое нераскаянное покаяние», – пишет Н. С.
Прокурова.
В
эпилоге романа Раскольников и
Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит
возрождение,
прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям,
церкви, к
родной почве идет по нарастающей.
Домашнее
задание.
Подготовиться
к
сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.